Какой жертвой является Мессия
Попытаемся ответить на вопрос, какой жертвой является Мессия.
Есть очень древнее толкование на Пс.93. В этом толковании перечисляются вещи, которые были сотворены до сотворения мира: Тора, тшува (раскаяние), бат коль (дух пророчества),ган эдэн (рай), геином (ад), горний Храм и имя Мессии.
Как толкование описывает все это? На Небесном троне сидел Всевышний, у Него на коленях открытая книга Торы, справа от Него — рай, слева — ад, а перед Ним — Храм. В Храме стоит жертвенник (всегда, когда мы говорим Храм, мы имеем в виду место, где есть жертвенник), и на этом жертвеннике был драгоценный камень, на котором было начертано имя Мессии. Это самое древнее свидетельство о том, что Мессия существовал до сотворения мира. И в этом свидетельстве мы видим, что имя Машиаха уже связанно с жертвенником.
Мы знаем, что жертвоприношение Машиаха осуществлено в праздник Песах. Согласно синоптическим евангелиям это происходило в сам праздник Песах. Если посмотрим на евангелиие от Иоанна, то это происходило перед праздником Песах. В Песах приносилась жертва, которая называлась хатат. Когда кто-то, кто говорит на иврите слышит это слово, он понимает, что оно связано с понятием очищения, дезинфекции (оно похоже на слово грех, поэтому часто, по ошибке, жертву хатат, называют жертвой за грех). Причем, хатат никогда не очищает человека, не очищает кого-то конкретного, хатат очищает Святилище и Храм. Из-за того, что Храм — инструмент очищения, — он сам нуждается в очищении, на подобии, как моют щетку. Без очищения Храм не сможет стоять, он не выдержит собственной нечистоты, поэтому существует жертва-хатат и она очищает Храм. Есть другое действие, которое производит эта жертва по отношению к народу Израиля — искупление. На иврите —капара. Слово капара никогда не используется по отношению к какому-то конкретному человеку. Оно используется по отношению к народу, городу, какой-то группе людей. Сама возможность очищения и искупления в этом мире, достигается именно из-за того, что существует жертва-хатат. Но если посмотреть глубже, то без очищения сам мир не может существовать. Поскольку в мире есть свобода выбора, а у человека есть склонность к греху, мир не выстоял бы без этой жертвы. Поэтому, толкование на Псалом 93, говорит о том, что на камне было начертано имя Мессии. Мы видим во многих местах в Новом Завете и в еврейских источниках, что мир создан благодаря Мессии. Это происходит потому, что изначально была готовность Мессии, предназначенность Мессии, принести себя в жертву, и это жертва хатат.
Но кроме этого есть еще один важный аспект. В книге Исайи 53:10 сказано, что Мессия, раб Всевышнего увидит большое потомство и долголетие, если принесет себя в жертву. И эта жертва у Исайи названа ашам. Жертва ашам известна нам из Торы — это жертва за грех. Согрешивший и осознавший свой грех: выражает раскаяние, он должен омыться (очиститься), после этого он приносит жертву ашам. И эта жертва приноситься каждый день кроме праздников. Это всегда жертва одного человека, община не может принести такую жертву, только один конкретный человек, осознавший вину и раскаявшийся приносит эту жертву.
Тут можно задаться вопросом: мы знаем, что Йешуа искушен во всем, кроме греха, как он мог принести жертву за грех? И если мы посмотрим внимательно на пророка, то пророк говорит о том, что Машиах должен сам стать жертвой за грех. Как могло произойти такое, что некто мог стать и жертвой и тем, кто жертву приносит? Мы знаем, что Мессия — не совсем обычный человек, он соединяет Божественную, небесную и земную природы и то, что произошло в канун Песаха: божественная, новая или небесная часть личности Йешуа, можно сказать небесный Йешуа, послал на смерть Йешуа земного. Так он сделался жертвой-ашам, и сам принес себя в жертву. Для любого верующего это единственный путь, который допускает. Наша жертва, которую мы приноси — это жертва ашам, — мы получаем росток нового человека и этот новый человек, пока он растет, приносит в жертву ветхого человека. Т.е. на земле, при нашей земной жизни, совершается жертва ашам. Но земное только тень того, что происходит на Небесах. И хотя сама пасхальная жертва это событие очень большой важности, мы знаем, что Мессия — агнец, заклан до сотворения мира, то, что произошло на Голгофе было тенью, отражением того заклания, что произошло до сотворения мира, и в небесном Храме была заклана жертва-хатат. Можно сказать, что через это нашли сочетание две жертвы: ашам и хатат. Это чудо, которое в природе жертвы Мессии.