Непорочное зачатие
Шалом, дорогие друзья. С вами Александр Бленд. У нас сегодня на повестке разговора тонкая и деликатная тема «непорочного зачатия».
Мы знаем из двух Евангелий, «Евангелия от Матфея» и «Евангелия от Луки», что Иешуа родился от девственницы, без участия отца. И очень часто приходится сталкиваться с тем, что людям (искренне верующим, совершенно разных деноминаций) очень трудно принять на веру именно это утверждение. Кто-то говорит, что это такой миф в угоду римлянам и грекам, кто-то говорит, что это некое иносказание. Любят люди говорить и то, что это вставки в Евангелие. В последнее время в сети бродили даже материалы о том, что понтифик, папа римский Франциск, сделал исследование в отношение историчности первых глав «Евангелия от Луки» и тоже пришел к выводу, что это фальшивка. Разумеется, что это неправда.
В качестве аргумента выдвигается несколько тезисов. Среди прочих есть и такой, что подобного нет в еврейской литературе, что, собственно говоря, зачавшая дева, о которой говорит Писание, это не очень удобное знамение, потому что можно, конечно, предъявить миру беременную молодую женщину, но как доказать, что она не познала мужа? Это задача серьезная, особенно, если это нужно делать в подобающей скромноcти, поэтому и как знамение непорочное зачатие не особо важно.
И таким образом люди пытаются как-то «вытолкнуть», «выпихнуть» из Писаний эту идею о непорочном зачатии. Хотелось бы сегодня поднять этот вопрос, чтобы провести еврейские параллели к этим событиям, посмотреть и понять, какой смысл мог бы увидеть еврей первого века в том, что Иешуа рожден от девы.
Самая первая параллель, которую мы можем рассмотреть, — это всеми известная и уважаемая семья из наших краев, Сарра и Авраам. Они вышли из Ура с обещанием Всевышнего, что у них будет ребенок. И, спустя какое-то время, устав от ожидания исполнения этих обещаний или может быть, пытаясь ободрить мужа, Сарра предложила Аврааму войти к ее наложнице, чтобы у него родился сын. Но Всевышний все равно пообещал, что даст сына Аврааму именно от Сарры. И, когда Авраам был уже совсем старым человеком, и Сарра была старой, то Всевышний пообещал в последний раз, говоря: «Я приду через год и у Сарры будет сын». И дальше Тора говорит: «Вэ Адонай пакад…». И Бог вспомнил, посетил, навестил, вошел к Сарре. Слово «пакад» имеет очень широкое зачение. Это «посетить проверкой», «вспомнить», «проверить» и «войти как к жене», в том числе. Сарра беременеет и рожает Ицхака.
Мидраш Таймани говорит по этому поводу, что во время зачатия Ицхака Сарра стала как девственница, бетула. Бетула — это на иврите девственница, и Авраам тоже стал как молодой человек. Тот же мидраш задает вопрос: «Как такое получилось?» Если Сарра стала девственницей, то возникает другая сложность. Традиция утверждает, что если человек впервые входит к девственнице, то она не может забеременеть. Женщина не беременеет от первого совокупления. Это спорное утверждение с точки зрения медицины, но оно вполне серьезно и релевантно для иудаизма. Мидраш говорит на это: «Всевышний собственноручно перенес семя Авраама в лоно Сарры через все преграды, которые вставали на пути». То есть зачатие, хотя и было результатом половой близости, произошло с участим Всевышнего, Который перенес семя Авраама. Он воссоздал семя Авраама внутри утробы Сарры для того, чтобы родившийся ребенок смог родиться от женщины, которая по сути стара, хотя и обновлена как бетула и для того, чтобы Ицхак, родившийся ребенок, получил новую, особую природу.
Рассмотрим еще более далекую историю, когда Адам, как сказано, еще раз познал Хаву, жену свою Еву, и она родила сына по имени Шет и сказала: «Вот Всевышний положил в меня новое основание». Мидраш говорит, что после всего, произошедшего с его сыновьями, Адам удалился на много лет от Хавы. Он был удален от нее, пока Всевышний не дал ему Хаву в виде видения. И Адам общался с видением, со своей фантазией, а на самом деле его семя оказалось в утробе у Хавы. То есть еще одно экстракорпоральное осеменение (ЭКО), такое своеобразное внетелесное зачатие в еврейской истории.
В девятой главе книги Исайи есть история о младенце, который дан, и величию власти которого не будет предела (см. Ис.9:6-7). В слове «величию», на иврите «לםרבה», есть буква «мем», которая, хотя и стоит в середине слова, написана как конечная буква «мем». Дело в том, что в иврите есть несколько букв, которые в конце слова пишутся не так, как в начале или в середине слова. Одна из них буква «мем». И если в середине слова буква «мем» пишется с небольшой щелью, «дырочкой» вниз, то в конце слова эта же буква пишется как закрытый «квадратик», очень похожий, действительно, на закрытую утробу. И в книге Исайи мы встречаем редкий случай, когда конечная буква «мем» употреблена в середине слова. Одни комментарии говорят по этому поводу, что это связано с тем, что во времена Исайи Всевышний хотел поставить Хизкиягу Мессией, но тот не удостоился, а другие говорят, что этот закрытый «мем» указывает на то, что Машиах должен появиться из закрытой утробы.
«Из закрытой утробы»- может означать две вещи. Первое — это рождение ребенка от женщины, котороя долго была бесплодна, как мы часто видим в истории наших праматерей, или, второе, — это действительно рождение от девственницы, от женщины, не познавшей мужа. То есть мы видим, что идея такая в мидрашах есть, и она, в том числе, применена к Машиаху, сыну Давида. Если мы посмотрим в другие источники, например, в Апокрифы времен второго Храма, то увидим еще более удивительную картину. Дело в том, что в отличие от библейских книг, которые на Захарии и Малахии закончились, и возобновляются с «Новым Заветом», уже как совершенно иной жанр, литературное творчество еврейского народа в период между строительством второго Храма и написанием «Нового Завета» не прекращалось никогда. Писались всевозможные апокрифы и откровения и т.д. По крайней мере, в двух апокрифах мы можем встретить историю о «закрытой утробе». В «Вознесении Левия» мы видим, что Всевышний говорит Левию: «Будешь править, пока Я не приду». И в сирийском варианте этого Апокрифа есть еще упоминание: «Пока не придет спаситель, тот, кто родится из «закрытой утробы». Опять же мы видим упоминание о «закрытой утробе».
И еще одно место мы можем прочитать в «Апокалипсисе Адама» о том, что Адам встречает четырех лидеров Израиля: Авраама, Моше, Давида и Машиаха. Каждый рассказывает о себе, и Машиах, в том числе, говорит: «Я был рожден от девственницы». То есть сама по себе идея рождения от девственницы не новая. Другое дело, что в еврейских источниках не принято называть зачатие от девственницы «непорочным», потому что и обычное зачатие принято называть «непорочным», то есть одно не альтернатива другому. Можно сказать про «девственное зачатие», можно сказать про «зачатие от девственницы», но это ни в коем случае не «непорочное зачатие».
И для того, чтобы лучше понять суть нашей темы, нам придется немножко познакомиться с еврейской мистикой, в частности, с таким понятием, как «шехина». Шехина — это видимое, зримое или ощущаемое проявление божественного, то, через что Всевышний дает откровение в этот мир. И любой еврей перед выполнением заповеди, какую бы заповедь он ни выполнял, часто произносит молитву: «Я делаю это ради единения Всевышнего и шехины». Дух Всевышнего в виде шехины пребывает над еврейским народом, и Он вместе с народом ушел в галут и вместе с народом претерпевал все страдания и т.д. Но основная цель шехины пребывать «небесной парой» Всевышнему. И в тот момент, когда шехина находится в галуте, в изгнании, она называется «бетула» — дева, не познаваемая мужем, а в тот момент, когда народ возвращается, восстанавливается Храм, восстанавливается храмовое служение, соответственно, шехина называется «бэула» — познанная мужем, вернее, та которой овладели, та, у которой есть владелец. Целью единения Всевышнего и шехины является, в конечном счете, единение Всевышнего и Его народа Израиля. И всякий раз, когда Всевышний оказывает какие-либо спасательные действия: вытаскивает евреев из долгого идолослужения или из Египта или еще каким-то образом, всякий раз Всевышний «входит» к шехине, соединяется с шехиной в ее галутном состоянии, то есть происходит как бы «соединение с бетула». Разумеется, упаси Бог, это метафорическое понятие и мы не должны видеть в этом, что у Всевышнего есть какая-то «жена», с которой Он то живет, то не живет, упаси Бог. Речь идет о метафоре включения всей цепочки небесного и земного, соединении небесного и земного под властью Всевышнего. В большинстве случаев в еврейской мистике, когда речь идет о каком-то совокуплении, соединении, спаривании и мужского и женского — это, разумеется, всегда метафорично.
В нашем случае и в случае с Ицхаком мы можем видеть, что Всевышний действует для укрепления Израиля, проявляет Свою верность Израилю, действует для продления существования Израиля через то, что Он помогает женщинам родить от их мужчин, восстанавливая репродуктивные, родительные функции Израиля.
И, как результат, родившийся от такой помощи в той или иной степени обладает особой природой. Когда мы говорим о Машиахе, об Иешуа, то мы должны понимать, что внутри Него в полной мере пребывает полнота божественного. То есть Его рождение произошло максимально без участия человеческих генов, потому что человеческое тело парализовано человеческой похотью. Всевышний через действие Духа Святого, как говорят Евангелия, сотворил в теле Марии семя Йосефа. Почему нельзя было идти «стандартным путем»? Потому что «стандартный путь» породил бы желание мужчины, желание женщины, дал бы возможность проявиться нашему злому началу «йецер а-ра» и, таким образом, греховность, греховная часть природы Марии и греховная часть природы Йосефа была бы передана Йешуа. Здесь же как бы семя было очищено и передано как святое, и, таким образом, Мария смогла родить Богочеловека, человека, в котором в полной мере пребывает божественность телесно. Естественно, что такого рода «чудесное рождение» вызывало споры, насмешки и сомнения, тем более, что в то время на территории Римской империи во многих городах существовали вердикты, которые запрещали девушкам беременеть от богов. Почему понадобились такие документы? Потому что девушка приходила в какой-нибудь храм, в храм Асклепия, например, или в храм Посейдона или в храм Марса и говорила: «Вот я забеременела от вашего бога, родила ему сыночка. Вы его воспитывайте или давайте мне теперь от вашего бога «алименты». Потому как доказать что-то было трудно, то муниципалитеты, по тогдашним меркам городские власти, повелевали указом «запретить девушкам рожать от богов». Соответственно, подобные «роды» вызывали насмешку. Поэтому уже в I веке, во времена, когда родился Йешуа, трудно было говорить о том, что какой-то родился от бога. Это было невыгодно с точки зрения подачи идеи, потому что греки устали от полубогов, устали верить в полубогов, а уж тем более, что где-то как-то является человек-бог, будет жить в какой-то глуши в еврейском государстве. Поэтому можно сказать, что для евангелистов было не особо-то выгодным приписывать «непорочное зачатие».
Еще один аспект, который нужно упомянуть, — это спор между иудеями и христианами в отношение предсказания Исайи, который говорит: «Вот молодуха беременна и родит сына и нарекут Ему имя Эммануэль» (см. Ис.7:14). Разумеется христиане, опираясь на Септуагинту, говорят: «Здесь написано «парфенос», девственница, поэтому предсказание и было изначально о девственнице». Мы уже говорили о том, что, действительно, трудно преъявить беременную девственницу в качестве знамения чего-то. Всегда возникнут люди, которые будут сомневаться, действительно ли эта женщина не познала мужа.
Представьте себе, что даже в семье Ханны и Моноаха, родителей Шимшона, Моноах тоже сомневался и ревновал, когда Ханна, жена его, рассказывала ему, как ей являлся ангел, вплоть до того, что пришлось ангелу являться обоим одновременно и демонстрировать, что он действительно существует (см.Суд., 13 глава). Вокруг Машиаха всегда есть такой «ореол» царя. Поэтому, скажем, Матфей приводит четырех женщин в родословной Иешуа, которые подчас обладают тоже очень непростой родословной и т.д. Одна из причин породить, дествительно, споры. И отсюда родилось, что римский солдат вошел к Марии, совокупился с ней и т.д. Это очень ранняя мифология, которая, действительно, стала ответом на идею о «непорочном зачатии» Иешуа.
Вторая причина «компромата» в родословной – чтобы царь не превозносился над простолюдинами.
Мы же повторим, что «непорочное зачатие» не означает, что сын, который родится у Мирьям, не будет сыном Йосефа. Семя Йосефа вполне может быть «перенесено» в утробу Мирьям, а «непорочное зачатие» означает, что в этом зачатии не передается плохая природа, греховная и искаженная природа человека, поэтому ипостась Божественная может войти в новорожденного, и новорожденный является Богочеловеком.
В силу того, что эти споры не умолкали много веков, разумеется, родилось много традиций о том, где искать обоснования этому, или о том, что все это «христианские выдумки». И вот, возвращаясь к «христианским выдумкам», все они, обсуждая приведенное выше место в Исайе, говорят, что на самом деле 70 толковников перевели там слово «альма»- молодица как слово «парфенос»- девственница, и поэтому Исайя пророчествует рождение от девы. Начнем с того, что мы вообще не знаем, кто на самом деле перевел Септуагинту, потому что из письма Аристея нам известно, что царь нанял 70 человек, а в другом месте мы узнаем, что это были 5 человек, переводить пятикнижие Моисеево, то есть Тору. О том, кто и когда переводил Исайю мы ничего не знаем, поэтому говорить, насколько текст Септуагинты неизвестных переводчиков достовернее масоретского текста, мы не можем. Ни в одном из доступных нам греческих манускриптов не стоит слово «бетула» или слово «парфенос» вместо слова «альма». Кроме того, само слово «парфенос»- девственница — применялось в Септуагинте же и по отношению к тем, кто уже явно не девушка, то есть и об узком значении слова стоит забыть. Мы опираемся не на переводы, а на оригинальное содержание и на еврейский бэкграунд, и уже увидели, что «непорочное зачатие» — это так или иначе часть еврейской традиции, и не надо его «выкидывать», в тоже время не надо делать из этого знамение, потому как знамение это никому не предъявишь.
Еще одна известная «фишка». Христиане часто ссылаются на книгу «Берейшит», когда Всевышний объявляет наказание женщине и говорит: «Я вражду положу между семенем твоим и семенем ее» (см. Быт. 3:15). Христиане говорят: «Поскольку у женщин нет семени, то «семя жены» это, естественно, Машиах Иешуа, единственный, кто родился чисто от жены без участия мужчины». Дело в том что, действительно, у женщины, с точки зрения биологии, нет семени, у нее есть яйцеклетка, но в Торе яйцеклетки жены так же, как и семя мужа, называются «семенем». Кроме того, слово «семя» используется и просто в значении «потомство», поэтому эту параллель тоже стоит исключить из апологетического словаря. Нет никакого особого семени жены. Жена в Торе имеет точно так же семя, как и мужчина, и ничего особенного как «семя жены» в Машиахе нет.
Цель «непорочного зачатия» или зачатия без участия одного из полов — это зачатие безгрешное, свободное от демонического влияния человека. Каббалисты говорят и о том, что был такой человек, который был рожден без женщины, просто, так сказать, в один момент появился на свет в нашем мире. Этот человек — пророк Йехезкель, и поэтому он называется «бен Адам» — сын человеческий, потому что в нем нет женской составляющей. Это, можно сказать, предание. Мы как угодно можем к этому относиться, в это можно верить или не верить, «к сердцу прижать, к черту послать», но это свидетельство того, что идея «непорочного зачатия» в отношении тех или иных личностей, в отношении личностей, играющих сотериологическую роль, всегда присутствовала в иудаизме, и уж она, конечно, точно присутствовала и процветала во времена второго Храма. Это символизирует единство на небесах шехины и Всевышнего, то есть соединение, которое происходит каждый раз для исправления, так сказать, для спасения Божественного плана, для восстановления Божественного влияния в этом мире. И в этом смысле рождение Иешуа — самое духовно богатое, не сравнимое ни с Авраамом, ни с Ицхаком, ни с Йехезкелем, а намеки на «непорочное зачатие» мы можем встретить и в апокрифах, касающихся жизни Моше, и в апокрифах, касающихся жизни Давида, и в апокрифах, касающихся жизни Авраама. То есть про очень многих людей есть какие-то намеки и поскольку это намеки, и поскольку это довольно сложно для восприятия неподготовленному слушателю, то я, наверное, не буду эти примеры приводить.
Но достаточно того, что и мистики и, так сказать, еврейские реалисты и мастера агады, все вместе в общем-то ожидали именно рождение Мессии или возможность появления Мессии из «закрытой утробы» как чудесное проявление. Тут нужно оставить в стороне, что помимо «непорочного зачатия» христианская традиция, особенно католическая, окружила рождение Иешуа очень многими мифологическими атрибутами, все это мы откладываем. Но все-таки за «непорочное зачатие» именно сегодня хотелось бы заступиться, что я и сделал.
Когда я готовил этот урок, то я попытался открыть литературу из того «свежего», что написано на данную тему и столкнулся с опросом, в котором около 90% христиан просто не верят в «непорочное зачатие». Дело в том, что, конечно, люди стали рациональными, люди стали снисходительнее относится к «сказочникам» в других поколениях, люди даже оказались готовы принять, что в Евангелиях, в свидетельствах евангелистов есть мифология, что само по себе не плохо. Но, тенденция такая: если мы будем выбрасывать из Евангелия те или иные куски не проверив, то мы окажемся у такой Торы, у такого Писания как «волшебный стол»- это хочу — беру, это хочу — откладываю, это хочу — читаю, это хочу — не читаю. У каждого может возникнуть «свое» Писание, «своя» Библия и «своя» вера и мы не сможем пребывать в единстве.
Когда нам не помогает рационализм, когда нам не помогает и мистицизм, как бы не дает ответы на нужные вопросы, то тут хорошим подспорьем является посмотреть, было ли что-то подобное в еврейской литературе. Не ждите, что если вы обратитесь к раввину или какому-то учителю, то вам сразу ответят. Во-первых, потому что эти мидраши, эти предания, действительно, находятся на периферии еврейской литературы. Во-вторых, потому что раввин, действительно, больше занят галахой (законом), чем преданиями и, в-третьих, просто потому что не всегда, не со всеми раввину удобно говорить на эту тему. Но тем не менее, я думаю, что если вы хотите проверить какой-то тезис, и вам кажется, что он противоречит иудаизму, и вам кажется, что «само сердце говорит», что вот как-то точно не может быть, то все-таки обращайтесь и проверяйте еврейские источники на данную тему, и вы сможете узнать много интересного.
С вами был Александр Бленд. Спасибо за то, что вы со мной были.
С грустью обнаружил, что многие верующие претыкаются на непорочном зачатии. С трудностями в Писании каждый справляется по-своему. Кто-то спешит объявить все сказкой, кто-то иносказанием. Ну а ваш покорный слуга, как умеет, ищет еврейские параллели.