О сатане. Беседа первая

Сегодня у нас с вами будет не совсем обычная тема разговора потому, что мы поговорим о Сатане. Обычно мы разбираем какой-то текст, а сегодня разговор у нас будет тематический. Мы сразу не осветим все вопросы, а, наверное, получится несколько таких разговоров. Мы начнем с того — кто такой Сатан, что означает его имя, для чего он есть и почему он есть, какие у него цели и что он в нашем мире делает? Мы сегодня некоторые вопросы только обозначим, а на некоторые вопросы уже попытаемся дать ответ.

Итак, Сатан или hа-Сатан – это имя встречается в Писаниях в двух видах и у этих двух имен несколько разное значение. Слово «сатан» происходит от глагола «лешатет» вероятнее всего и означает «скитающийся», «слоняющийся» и это напоминает нечто вроде бродячего шпиона-доносчика. В некоторых странах с диктатурой, в восточных странах были распространены такие скрытые агенты, которые бродили по кабакам, по разным местам и доносили слухи, доносили, что делают люди, естественно, доносили они плохое. Они, если процитировать сказку Филатова, «вынюхивает собака мыслящих инако». Сатана ходит и проверяет, ищет кто, где, в чем провинился, где бы на кого накляузничать, и он доносит это Всевышнему на суд Всевышнего. В суде Всевышнего, как и в суде из плоти и крови есть и сторона обвинения, и есть сторона защиты. Несправедливо было бы только оправдывать человека и говорить о нем только хорошее, и точно так же несправедливо говорить только плохое. В любом деле, в любом разборе требуется две стороны и Сатан приставлен испытывать, представлять сторону зла, искать в человеке худое, что в нем не устроено, что в нем не целостно и в том числе, может быть основная функция, Сатана – он искуситель.

Когда мы говорим слово «искуситель», мы немножко забываем его изначальное значение. Слово «искушать» происходит от слова «вкушать», «кушать», «пробовать на вкус», «вкусить какой-то плод», «вкусить что-то». С одной стороны, это означает испытание попробовать что-то на вкус. Сатана – тестер или, выражаясь современным языком, crash-тестер – это человек, который пытается специально, как представитель какой-то фирмы, сломать ее продукцию. Например, мы берем сотовый телефон, помещаем его на солнце, помещаем его в стакан с водой, пытаемся сбросить его с десятого этажа, чтобы посмотреть насколько он выдержит испытания. Для чего это нужно? Для того, чтобы действительно производить хорошие телефоны.

Как мы можем сказать о человеке, что он праведен, что он стоек в своих делах? Мы можем сказать это, если он выстаивает в испытаниях, если человек живет, у него все гладко, все ровно, его никто не раздражает, у него во всем достаток, понятно, что он будет хвалить и прославлять Всевышнего или, по крайней мере, не будет злиться, раздражаться. Ну, если меня никто не раздражает, так я и не раздражаюсь, если меня никто не злит, я и не злюсь, меня никто не обижает, я и не обижаюсь,  хорошо, когда у человека все гладко. Для того, чтобы проверить насколько он стоит на своей ступени, ему надо проходить какие-то испытания. Любой спортсмен понимает, что хорошо быть боксером единственным в мире, кроме меня никто не боксирует — я самый сильный боксер. Для того, чтобы доказать, что я что-то могу, что я чего-то стою в спорте, мне надо проводить какие-то бои, для этого Всевышний посылает нам в жизни определенные испытания, определенные наставления. Об этом много говорит, скажем, 12 глава «Послания к евреям», что мы «терпим определенные наказания», опять-таки, слово «наказание» и в русском языке немного потеряло смысл, это означает наказывать, то есть давать какой-то наказ, давать какое-то наставление через наши испытания. Мы провели какой-то бой, мы увидели, в чем наши ошибки, где мы «воздух били», если говорить словами Павла. Мы попытались сыграть какую-то мелодию, мы увидели, где наши ошибки, где мы неправильно исполняем мелодию. Мы учимся, есть какие-то учебные снаряды для врачей, для музыкантов, для каждой специальности, они есть и для праведника. И Сатан, как искуситель, он испытывает нас, подбирает нам испытание: с чем мы можем справиться, с чем мы не можем справиться и там, где не можем справиться, там, где мы падаем, необходимо усиление, необходимо какое-то исправление. Возникает естественно вопрос, как Сатан испытывает нас, в чем, собственно, для нас испытание?

Рав Элиягу Деслер, один из основателей еврейской системы Мусар, один из авторов многочисленных книг о морали объясняет так: он вводит для ясности такое понятие, как точка выбора. Что это значит? Скажем, для меня, как для нормального человека не существует выбора украсть или нет, я просто не краду, у меня не возникает мысли украсть. Для вора кража – это естественный образ жизни и он уже стоит на ступени выбора убивать или не убивать, или, скажем, обворовать ли полного бедняка, или не обворовать? У каждого человека на своем уровне есть выбор: молиться или не молиться, поститься или не поститься, изменять жене или не изменять жене, каждый человек на своем уровне имеет путь вверх и путь вниз. С каждой ступени, на которой бы человек не находился — это его точка выбора, он может пасть или подняться и то, что делает Сатана, его работа, она в общем-то, заключается в том, что Сатана подводит нас к какой-то точке и говорит: «Вот смотри, как заманчиво торчит у человека кошелек или, вот смотри, как прекрасна и доступна чужая жена» и так далее, каждому на своем уровне. Кому-то он говорит: «Да ладно, не вставай, поспи, не молись, зачем тебе идти куда-то молиться?» и человек уже стоит перед выбором молиться ему или не молиться, каждый на своем уровне.

Суть испытаний от Сатаны заключается в том, что он подводит человека к какому-то моменту и там оставляет его с его свободой выбора. Например, мы можем это хорошо видеть в Евангелиях, когда Сатана испытывает Иешуа, он говорит Ему: «Ты же голоден, преврати камни в хлеб» или, например, он приводит Его на крышу Храма, ставит Его в определенную ситуацию перед выбором: «Бросься вниз (он не бросает Его вниз) и тогда тебя подхватят ангелы, Ты же Сын Божий». То есть Сатана моделирует для нас какую-то ситуацию, где мы можем пасть, где мы можем спуститься вниз еще на одну ступенечку, еще пасть и оставляет нас в этой смоделированной ситуации с нашей свободой выбора, чтобы мы выбирали. Поэтому, когда мы говорим: «Сатана меня подтолкнул, Сатана за меня это сделал» — это некоторое лукавство. Сатана привел меня к какой-то ситуации, да, действительно, Сатана смоделировал ситуацию, что я увидел этот забытый кем-то кошелек или нашел кошелек, или увидел еще что-то, что меня ввело в грех; или, например, если я, не дай Бог, вытаскиваю у кого-то из кармана кошелек, а этот кто-то схватил меня за руку и у меня есть выход: убить человека, ответить агрессией или не ответить агрессией. Сатана моделирует ситуации, а выбор делаю я, поэтому Сатана за меня ничего сделать не может до определенного момента, о котором мы еще поговорим.

Итак, в этом значении Сатана крутиться по свету, выискивает и подставляет человека, как шпионы заговаривали человека, чтобы вывести наружу, что у него внутри и это значение слова «сатан».

Особняком в этой истории стоит книга Иова, в книге Иова, в отличии от того, что мы читаем в переводе, нет Сатаны, как это не удивительно. В книге Иова появляется какая-то сущность, которую зовут hа-Сатан, или это Сатан с определенным артиклем  ה «гей» и тогда не понятно, каким образом артикль ставиться перед именем собственным, никто не говорит hа-Моше (the Moses) и никто не говорит hа-Ицхак и так далее, артикли в иврите не ставятся перед именами собственными. Другой вариант, слово «hа-Сатан» нужно читать, как отдельное слово, где «нун» окончательный указывает на профессию и род занятий, а слово «легасит» — это наускивать, подстрекать, клеветать.

То есть роль Сатаны из книги Иова в том, что он требует от Всевышнего (насколько можно от Всевышнего требовать), просит Всевышнего смоделировать какие-то ситуации, то есть он придумывает для человека такие ситуации, в которых человек будет стоять перед испытанием. Этому мы видим пример, что не Иешуа пошел Сам в пустыню и вдруг на Него напал Сатана, мы в Евангелиях видим, что Дух повел Иешуа на эти испытания, Иешуа говорит: «Так должна быть исполнена всякая правда», так нам надлежит «исполнить всякую правду». В отношении Иешуа, Он должен был пройти путь любого человека, поскольку это полнота Божества воплощенная в человеке, и Он был поведен на испытание, и это испытание поставило Его перед теми точками, которые соблазнительны для Сына Божьего. Но в чем здесь суть имени hа-Сатан? В том, что он в книге Иова «подбил» Всевышнего, образно так сказать. Всевышний Сам сказал: «Ты клеветал на него, ты меня настраивал против него, ты призывал проверить его, а он в этих выборах устоял, значит, эти испытания были напрасны, ты напрасно говорил, что он не выстоит». Но и из того, что Дух ведет Иешуа на испытания к Сатане, и из книги Иова, и из того места, где Иешуа говорит Петру: «Это Сатана настоял, чтобы просеять вас, как пшеницу», Сатана настоял, чтобы апостолы прошли определенные испытания, мы видим, что это некий такой crash-тестер, некий ангел, который служит Всевышнему и который в плане Всевышнего.

Есть другое устойчивое мнение, которое вообще говорит о том, что есть две власти. Есть Бог, который хочет того-то, того-то и того-то, у Бога есть замысел и Бог хочет всех спасти, Бог не хочет гибели кого бы то ни было, и всех-всех абсолютно хочет привести к святости. Но вдруг, откуда ни возьмись (мы еще об этом поговорим) возник Сатан, то ли он падший ангел, то ли он изначально такой был, куча разных версий, который хочет Вселенную погубить. И совершенно не понятно на первый взгляд, как люди строят разные теории, согласно которым есть две власти: власть Бога и Власть сатаны. Царь из плоти и крови, любой маломальский властитель в самой маленькой стране, если он терпит какую-то вооруженную оппозицию, если он терпит в своей стране вредителей и врагов, то это свидетельство его слабости. Слаб ли наш Господь? Слаб ли Всевышний настолько, что Он за всю историю человечества не смог подавить такой очаг сопротивления, как какой-то падший ангел? Достаточно было Дыхания Всевышнего, чтобы Сатану и всю его армию уничтожить. Может быть это долготерпение Всевышнего, что Всевышний позволяет Сатане какую-то власть и позволяет делать то, что он хочет? Но как можно позволять такие эксперименты на собственных детях? Как же нам понимать вот эти два взгляда? Возможно, их стоит как-то примирить и посмотреть немного с другой стороны?

Если человек постоянно совершает цепочку выборов, которая приводит его к падению, из варианта устоять или не устоять — он всегда падает, он опускается все ниже и ниже, и ниже, то его привычка падать, его определенный навык падать, становится его природой. Мы уже говорили, что для вора естественно воровать, он находится на этом уровне, убить он еще не может, но воровать — он уже ворует. Для наемного убийцы, не дай Бог, убийство – это принцип его существования, он этим живет и даже эмоционально не привязывается, у него нет эмоциональной составляющей, для него убивать – это работа. В жизни может возникнуть такая ситуация, когда само падение, сама природа падать, враждовать, удаляться от Бога, становится природой человека, то есть человек становится реально врагом Всевышнего, для него, чем хуже, чем дальше от Бога, тем лучше. Это становится его привычкой, его ускорением, его, можно так сказать научным языком, «Modus operandi» – его принципом жизни, тем, из чего он исходит, он по жизни падает. Так можно сказать про наркомана, что он начинает искать все более и более тяжелые наркотики потому, что он не может напиться этим миром и так рождается ускоряющееся, накапливающее инерцию движение вниз. И через таких людей, которые уже не движутся вверх, ничем не притягиваются ко Всевышнему, для которых эти падения стали такой системой, раскрывается в мире другая природа Сатаны – природа, которая уже становится враждебной Всевышнему, это не существующий Сатана, это иллюзорный Сатана, который стал врагом Бога, вооружившись человеческим сознанием.

У ангелов, у духовных начал вообще нет свободы выбора, свобода выбора существует у человека, но поработившись греху и поработившись Сатане, человек может настолько изменить свою природу, что лишится свободы выбора. Об этом много сказано, особенно в эти дни, когда идет Сфират-Аомер – Отсчет Омера и мы неоднократно говорили о том, что Отсчет Омера – это восхождение человека в святость, что есть сорок девять уровней святости и соответственно сорок девять уровней нечистоты. Есть пятидесятый уровень святости – это святость, когда уже человек стоит и не падает, когда в нем также полностью раскрывается полнота Божества и в нем осуществляется то, что сказал Иешуа: «Кто видел Меня, тот видел Отца» — это самая высокая планка, которая есть для нас. Но в то же время можно упасть и на пятидесятый, самый низкий уровень нечистоты и там уже не существует даже выбора подняться наверх, там ступеней вверх нет как таковых, мы не будем сейчас говорить о спасении для таких людей, сейчас объясняем общую картину. В этой ситуации человек сам создает себе Сатану, который враждебен Богу, который абсолютно с Богом не соединен. Как пример этого, можно привести единственный народ, который требуется абсолютно уничтожить, даже когда Израиль уже завоевал страну, даже когда Израиль живет спокойно и мирно, тогда сказано: «сотри память об Амалеке с этой земли». Амалек – это символ народа, в котором нет ничего, это общность людей, у которой нет шанса на исправление, опять-таки мы сейчас говорим про человеческие возможности, мы отдельно поговорим о том, что будет с Сатаной, как закончатся его дела на земле.

Таким образом, пока мы соединены с Богом, пока Бог существует в нашей картине мира, все испытания, которые мы проходим, посылает нам Всевышний через Своего служителя. И этот служитель не лишает нас воли, он моделирует нам ситуации, в которых нам сложно сделать выбор, сложно поступить в соответствии с волей Всевышнего и гораздо проще проявить свою волю. Кому-то сложно встать в шесть часов утра на молитвенное служение и сатана говорит ему: «Ну, можно же поспать, вот смотри, какая теплая постель», кому-то тяжело дать шекель нищему и Сатана говорит: «Смотри, ты и так еле сводишь концы с концами, лучше не давай» и каждого человека на своем уровне сатана пытается хоть на ступенечку, хоть чуть-чуть, хоть чуть-чуть толкнуть вниз, но это Всевышний испытывает нас. Пока мы с Богом, пока мы верим в Бога – суть нашей веры в том, что Всевышний может нас исправить и все, что Всевышний делает, делает Он для нашего исправления – это основа христианской веры.

Любое испытание, которое мы проходим, любое отсутствие падения, делает нас твердо стоящими на своей ступени и дает нам стимул подниматься на новую ступень и в подъеме на новую ступень у нас есть поддержка с Небес. Нас ведь не только подводят к этой ситуации, но нам дают ресурсы для того, чтобы послужить нашему подъему, то есть хотящему подниматься вверх есть то, что называется «сийата ди-шмайя» — помощь Небес, «верующему все споспешествует ко благу». Если человек поступает, как неверующий, без веры, то тогда он падает собственными силами, но его точка выбора еще соединена со Всевышним, он еще знает что такое хорошо и что такое плохо.

Если же он упал, говоря языком каббалы, языком мистики в пятидесятые ворота нечистоты или, скажем, пал на самое дно, то там для него свободного выбора вернуться назад, уже нет и это действие Сатаны. Сатана – это вочеловечившееся, ставшее человеческой природой падение, деградация, которая – грех, который стал человеком, который поселился в человеческой плоти. В какой-то степени, в каких-то вопросах, какими бы спасенными мы не были и как бы мы не стремились к праведности, к каким-то вещам, у нас еще есть эта нечистота, которая тянет нас вниз, где мы еще не всегда соединены со Всевышним и ответ на то, что это и где это знает только каждый из нас в отношении самого себя, но задача Сатаны – это испытание человека.

В то же время существует реальность, в которой Сатана совсем отделен от Бога — это реальность человека, который желает падать вниз, который уже абсолютно живет плотью, насыщается плотью и для которого духовного просто не существует. Для многих людей просто не существует возможности дать милостыню: «Почему я должен что-то свое давать?», не существует выбора встать ли помолиться, обратиться ли ко Всевышнему, он и о существовании Всевышнего не знает. Эти люди властью Сатаны полностью отделены от Всевышнего и до них можно достучаться только через Иешуа Машиаха, который побеждает и освобождает нас от его власти.

Таким образом, Сатана – посланник Всевышнего. Если видеть реальность, если видеть общую картину, то мы должны видеть, что за всеми нашими наказаниями, за всеми нашими испытаниями стоит Всевышний. Когда мы это не видим, когда это видение теряется, тогда в нашем образе возникает Сатана, как враг Бога и тогда нужно говорить с человеком этим же языком, уже через этот язык нужно уметь ему проповедовать.

Ну, хорошо, пусть Сатана будет посланник Всевышнего, пусть это будет так. И пусть даже мы скажем, что когда написано: «противостаньте Сатане и побежит он от вас» — имеется в виду, что когда мы, одевшись в Иешуа Машиаха, противостоим Сатане, даже с самого низкого уровня, куда ангелы то не могут спуститься, мы можем подняться. Возникает другой вопрос, очень важный вопрос – почему конец Сатаны в огненном озере? Если он – служитель, то за что его наказывать? Здесь интересный ответ: вообще, что мы знаем о чувствительности Сатаны? Чувствует ли Сатана, вообще чувствует ли ангел боль? Нам понятно, что когда мы касаемся огня – нам больно, когда Сатана касается огня, больно ли ему? Если мы служители Всевышнего, служа Всевышнему, готовы терпеть боль, то может быть и Сатана готов? Какие непонятные вещи здесь могут возникать, которые мы проскакиваем, говоря о Сатане? Но самое главное – представьте себе ситуацию некоего человека, который был болен и вынужден был передвигаться на костылях или в инвалидной коляске. Он в этой коляске жил, в этой коляске кушал, его пересаживали в другую коляску, чтобы он принял душ, или он не мог ходить без костылей, или он не мог слышать без слухового аппарата, у него была какая-то инвалидность и он чем-то пользовался. Многие люди, когда исцеляются, то ломают свои костыли, они сжигают свои костыли, сжигают какую-то свою привязанность к старому, уничтожают ее – это символический акт расставания, размежевания с прошлым. Мы видим такой очень простой и показательный пример в Писании – это Елисей или Элиша, который, как написано «орал», то есть пахал с плугом. Что он плохого делал – ничего, он занимался обычной житейской деятельностью. Когда он пошел за пророком, когда он решил пойти во след учителю, он сжег свой плуг и изжарил на нем быка. Спрашивается в задачке, а чем, собственно, плуг провинился, зачем было его сжигать? Просто потому, что это акт расставания с прошлым. То же самое — есть такая традиция перед праздником Песах. На праздник Песах, как мы знаем, запрещено кушать квасное и за вечер перед Песахом зажигают особую свечу и проверяют по всем углам, по всем щелям – не завалялись ли где-то крошки, кусочек булочки, старые сухарики, кириешки и прочее. Эта свеча, по сути, служит выискиванию злого и традиция, заповедь говорит, что она должна догореть до конца. Да, она тебе служит, она служебная, она полезна, но то, что выискивает зло должно сгореть, должно быть уничтожено. Сатана по окончании исправления человека будет уничтожен в знак того, что уничтожен грех, что больше нечего выискивать, что больше нечем враждовать. Две стороны, которые примирились, прекращают разведывательную деятельность друг против друга, убирают какие-то элементы, которые служили им в этой вражде.

Отчасти о падении Адама, как Сатана получил свои функции, как он вообще возник и для чего он возник, мы поговорим в следующий раз, мы поговорим о выборе Адама.

Но сегодня мы говорим о той реальности, в которой Сатана уже существует, в которой он есть и вот, таковы его задачи и таковы его функции. Сатана будет сброшен с Небес, Сатана будет побежден – все эти символы реальны потому, что когда исчезнет грех, когда человечество будет исправлено, то уйдет и необходимость в Сатане. Здоровый человек не ходит к врачу, здоровому человеку не нужны какие-то методы обследования. Но пока он существует в нашем мире и мы примерно, в общих чертах описали его функции. Я сразу скажу –  один из самых сложнейших вопросов это то, как Всевышний управляет этим миром, это мудрость Всевышнего. Мы, слава Ему, не правим миром пока, хотя мы к этому предназначены, но Он управляет миром, и мы можем улавливать только крупицы Его премудрости.

На этой точке мы сегодняшний разговор о Сатане закончим, а в следующий раз с Божьей помощью, мы поговорим о том, почему Адам согрешил, как вообще он мог согрешить, к чему это привело, почему вообще есть Сатана.

1. О сатане. Беседа первая. Александер Бленд

С Божьей помощью, продолжается восстановление старых записей. Есть много новозаветных цитат, которые мы разберем в ближайшее время отдельно.

Предать Сатане. Короткая беседа.

Что-то не ладно в Коринфе. О необычных мерах, которые Павлу иногда приходилось применять

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *