Беседы по Посланию к Римлянам. Глава 6

«Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.» (1ст)

Рассмотрим первую фразу: что же скажем? Это выражение Павел использует исключительно в послании к римлянам и использует его шесть раз. Это выражение соответствует талмудическому ава амина, предположительно в переводе с арамейского языка, так как традиционные шаблоны в спорах имеют арамейское происхождение.

Существует два разных Талмуда – Иерусалимский и Вавилонский. В Иерусалимском Талмуде изложены законы и в нем нет споров и полемики. Система же мышления вавилонской еврейской общины построена на спорах и на последовательном доказательстве своей позиции. Вавилонская традиция ведет от того или иного стиха Писания к доказательству, к практическому закону. И когда человек объясняет  какую-либо позицию, то вынужденно приводит контраргументы – неправильные или альтернативные толкования, которые можно было бы применить к тому, что он говорит. Их приводят, как первоначальные предположения, которые затем будут опровергнуты. И эти контраргументы, заведомо ложные, начинаются со слов ава амина – что же скажем?

Оставаться ли нам в грехе чтоб умножилась благодать?

В предыдущей главе Павел говорил, что Адам был образом – используется слово типос  – печать, типография. То есть тем шаблоном, с которого печаталось человечество. Поэтому печать была с оттиском греха Адама. Сказано, что Адам родил сына по образу и подобию своему, так как был заложен образ Божий, но он был искажен. До Моше смерть властвовала в мире через грех Адама. Затем был дан закон, Бог отделил еврейский народ, очистил от греха Адама, но не изменил полностью состояние. Традиционное высказывание из псалмов, которое цитирует Иешуа: «Все вы боги и сыны Всевышнего», все вы приписывается согласно традиции Всевышнему, сказавшему это на Синае.

На Синае произошло полное очищение и восстановление Израиля в сыновстве Божьем, но, подобно Адаму, Израиль не устоял. И также в псалме                                                                                                                           говорится: « Но вы умрете как человеки», то есть как Адам, «и падете как каждый из князей», то есть, как каждый,  кто возвеличился через гордость. Израиль сделал себе  золотого тельца, также исказив образ Всевышнего. И с этого началось падение Израиля. Печать Адама проявилась на всех, как на язычниках, имеющих откровение через наблюдение за творением, так и на евреев, имеющих закон. Но Бог долготерпел, прощал, и в этом была явлена Его милость. И здесь Павел приводит аргумент: раз у Бога есть такое качество как долготерпение, то может тогда человеку стоит оставаться грешным, чтобы долготерпение продолжалось? И следом мы видим возражение – никак. Павел ведет полемику в талмудическом стиле, чтобы аргументировать это в споре с фарисеями.

«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (ст.2)

Что значит умереть для греха? В Талмуде в трактате Нида на 61-ом листе есть интересное обсуждение по поводу того, можно ли  хоронить человека в одежде изо льна и шерсти. В книге Вайкра 19:19 Всевышний запрещает использование одежды из двух разных видов нитей, изо льна и шерсти. И вопрос в том, можно ли хоронить человека в такой одежде, ведь мертвый свободен от заповедей, и будет ли человек обязан соблюдать заповеди, когда воскреснет.

«Неужели не знаете, что все мы крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (ст.3)

Вернемся снова  ко времени выхода из Египта, к переходу через Красное море. Почему Всевышний не излил на египтян серу или огонь, или не побил их градом, а утопил в воде? Вода имеет два важных свойства. Во-первых: в воде растворяется все живое, все органическое. Во-вторых: вода – это основа всего, когда Всевышний творил человека, то делал это из праха земного и воды. Поэтому Бог уничтожил египтян как абсолютную туму – абсолютную нечистоту. И провел евреев через море, совершив своего рода крещение, а также каждый из Израильтян получил свой надел земли. Есть на земном шаре кусочек суши, где ступали ноги только евреев, так как море сначала расступилось, а потом снова закрылось, и ничья нога там больше не ступала, как сказано в Исх.14: «и восстановилось море в порядке своем». Традиция говорит, что когда Бог творил мир и сказал: «Да соберутся воды, и да явится суша» — Он заключил завет с водой, что вода  будет расступаться и являть сушу для того, чтобы служить очищению человека. Само существование воды обусловлено по завету именно этим ее свойством. Творение прошло через определенную стадию, когда море расступилось, и Израиль прошел через него. Это одна из причин, по которой  Израиль назван евреи, иврим – тот, кто перешел. И потом, подойдя к Синаю, Израиль пришел к состоянию, о котором  сказано «все вы боги», но не устоял в нем. По этой причине был дан закон, подробные заповеди, и большей частью, как мы видим в книге Вайкра и Левит, системы исправления грехов. Израиль не стоял в святости, а мог возвращаться в здоровое состояние через жертвоприношения. Когда мы читаем: «человек праведный в делах закона» — это подобно тому, как человек отсидел и вышел на свободу с чистой совестью, совесть чистая, но справка об освобождении есть, жертвоприношения приносились. Так происходило и с язычниками, которые получали наказание за свои мысли вне закона и с евреями в рамках закона. И так происходило до раскрытия Иешуа. После раскрытия Иешуа мы, крестившись, уничтожаем египтян – свое тленное греховное тело с его похотями: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Когда Ева сорвала плод, увидев, как прекрасно дерево и что оно дает знание – присутствовали те же три составляющие: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. И эти аспекты сопровождали все потомство Адама и Евы. Через смерть и воскрешение Иешуа мы вошли в воду и растворили свое греховное тело с его земными похотями, очистили тело духовное и умерли для греха, крестившись в Его смерть.

«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.»(ст.4)

Если мы с Ним вошли в море, то с Ним и выйдем. Суть веры была в том, чтобы войти в море. Мидраш рассказывает, что евреи шли по морю и не останавливались до тех пор, пока вода уже не стала заливать нос и тогда только воды расступились. Когда мы крестимся во Христа, то умираем вместе с Ним, в воде как растворяется все, так и обновляется – мы топим ветхого человека и обновляемся в новом теле.

Далее Павел говорит, что этот новый человек воскрес из мертвых славою Отца. На море Всевышний явил Свою славу, раскрыл Свою власть над природой, поэтому и мы, те кто следует за Ним становимся выше природы и выше своего ветхого начала. Тем самым мы воскресаем из мертвых силою и славою Отца для того, чтобы ходить в обновленной жизни.

«Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (ст.5)

Как с Моше вошли в море, и вышли, так и с Иешуа вошли в смерть и вышли из нее. Еврейская традиция говорит, что последний Спаситель будет подобен первому. И в Писании есть множество параллелей между Моше и Иешуа. Иешуа повторяет, то прообразом чего был Моше, но на более высоком духовном уровне.

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; Ибо умерший освободился от греха.»(ст. 6-7)

Похоти, которыми заразился Адам поработили нас и сделали рабами греха. Умерший же человек становится свободным от греха.

«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (ст.8)

Это параллель к тому, что говорится в песне на море: «и поверили во Всевышнего и в Моше раба его». Основа веры в Иешуа – это то, что мы можем умереть с Ним и воскреснуть.

«Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.» (ст.9)

Человек умирает один раз. Смерть имеет власть как установил Всевышний: «если попробуешь этот плод смертью да умрешь».В Адаме все умерли, мы тоже умерли, но в Иешуа. И отличие Иешуа от Адама в том, что Он воскрес, так как был праведен.

«Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.» (ст.10-11)

Раньше мы жили для греха, не обязательно совершая что-то очень плохое, но преследуя земные цели. Есть примеры того, как величественные города, такие как города Майя, Троя, величественные здания, построенные Иродом были разрушены. Все, что человек делает в этом временном мире –  временно. И мы умерли для этого земного и теперь живем другими желаниями, мы желаем святости и близости со Всевышним. Чем меньше у человека желания получать и больше желания отдавать, тем ближе он к Всевышнему. Мы можем желать получать от Всевышнего, чтобы отдавать другим. Будучи святым, человек уже живет не своими желаниями, а желаниями Всевышнего. Для него исполнение заповедей становится природным инстинктом, как это написано в Иер. 31: «Я напишу закон Свой на сердцах их». Так же как мы хотим дышать и питаться в нашем плотском теле, так же и в духовном теле мы хотим жить святостью Всевышнего. Тот ветхий человек, который искал наслаждений для себя, перестает существовать. Если раньше мы были рабы своих желаний, то теперь рабы желаний Божьих.

«Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (ст.12)

Человек ради достижения каких-то земных целей, преуспевания, статуса готов порой полагать свою жизнь. И это само по себе не плохо. Павел никогда не учил против того, чтобы человек преуспевал в этом мире. Задача в том, что это преуспевание давало больше возможностей для служения Богу. Все наши устремления должны быть направлены на то, чтобы прославлялось имя Бога.

«И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.» (ст.13)

Еврейская традиция насчитывает 613 заповедей, хотя в торе на самом деле много заповедей, как говорится в Псалме: «заповедь твоя безгранична». Откуда же появилось это число 613? Как ни странно, это число появилось на фоне искажения учения Павла. В прошлой главе мы говорили о том, что некоторые обвиняли Павла в том, что он учит не соблюдать закон и т. д., были разные варианты непонимания Павла. И против этого выступал известный еврейский раввин II-III веков рабби Симлай. Он много спорил с христианами, которых Павел обвиняет в искажении своего учения. И как аргумент привел в споре число 613 – это гематрия слова тора – 611 заповедей плюс еще две: «Я Господь» и «Да не будет у тебя других Богов». Медицина того времени насчитывала 613 органов в теле человека. И по сей день в тибетской медицине, в индийской и в еврейской традиции есть 365 жил и 248 органов тела, что в итоге равно 613. Иешуа говорит о правой руке, о глазе, который соблазняет и от которого нужно избавиться, так как для каждого органа есть своя заповедь и свой грех. Поэтому рабби Симлай ввел в обиход это число 613. На самом деле заповедей не 613, никто не может посчитать точно, их бесконечно много. Но рабби Симлай попытался систематизировать заповеди, связав их с анатомией человека. Это было на полтора или два века позже Павла, но эта связь была известна во времена Иешуа и во времена Павла.

Павел говорит о том, что как раньше мы каждым членом тела служили греху, так теперь каждым органом, каждой клеточкой мы должны служить исполнению заповедей.

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (ст.14)

Вернемся к истории, когда Хава послушалась змея и отведала запретного плода. Бог задал вопрос Адаму, почему он ел запретный плод, на что Адам ответил, что это Хава ему дала. Очень часто можно услышать в адрес Адама, что он якобы все свалил на жену, но это не так. Аргументация Адама такова, что он ел плод потому, что его дала ему жена, плоть от плоти его, данная Всевышним в качестве помощницы. И возможно Адам подумал, что с дерева есть нельзя, а из рук жены, которую дал Бог можно. Далее Хава сказала Всевышнему: нахаш асиэни – змей соблазнил меня. Слово соблазнил имеет еще и другое значение, об этом говорит Раши. Асиэни значит: взял меня в жены, овладел мной. Замужняя  женщина живет по закону мужа и наоборот, по чьему закону она живет, тот ей и муж. Послушавшись змея, Хава символически впустила в себя законы змея, законы греха и таким образом попала замуж или в рабство греха. Теперь же, когда тело зараженное похотями змея умерло, мы больше не под законом греха, а под благодатью. А благодать состоит в том, что нам раскрылся подлинный образ Иешуа словно на крышке ковчега и для всякого человека стало доступно откровение Всевышнего.

Далее Павел говорит, продолжая тот контраргумент, с которого начал:

«Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.» (ст. 15)

Павел предполагает, что раз мы теперь не во власти греха, а под благодатью, свободны от зависимости, то можем делать, что хотим, и далее опровергает это.

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (ст. 16)

Если мы снова начнем жить своими плотскими желаниями, то вновь окажемся в рабстве. Если мы повинуемся греху, то наказанием за грех является смерть. Если же мы рабы послушания, если мы выбираем послушание Всевышнему, то плодом нашего послушания, нашей веры будет праведность.

«Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.» (ст. 17)

Мы уже говорили о том, что Адам стал лекалом греха, с которого  копировалась человечество. И здесь Павел употребляет также слово типон дидаксец – новая печать учения. Мы имеем возможность освободиться от печати Адама и переформатироваться в совершенно другую операционную систему, в  другой образ мыслей и в другое учение  — учение праведности.

«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.» (ст.18)

Мы должны желать, прежде всего, того, что делает нас праведными. Как говорил Иешуа: «Ищите прежде Царства Божия, а все остальное приложится».

«Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.» (ст.19)

Ради немощи плоти вашей –  у каждого человека есть свои соблазны, с которыми он борется, и Павел пытается ободрить верующих.

Раньше мы делали то, что хотелось нам, а теперь мы должны делать то, чего хочет святой Бог. А Бог хочет, чтобы мы были святы, как и он свят, чтобы мы переходили через море и умерщвляли в себе египет.

«Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.» (ст.20)

Когда человек живет своими похотями и воля Бога ему не интересна, то праведность над ним не властна.

«Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.» (ст.21)

Раскаявшийся человек пробовал вкус греха и разочаровался в нем. И Павел говорит, что нужно помнить, что мы раскаялись в том, что делали раньше, потому, что такими делами нельзя войти в Царство Божие и конец их смерть.

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.» (ст.22)

И так как мы раскаялись во грехе и встали на путь праведности, став рабами Богу, то не нужно возвращаться туда, откуда ушли с сожалением о содеянном. Зачем возвращаться туда, где было плохо? Такова аргументация Павла.

«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» (ст. 23)

Жалованье, зарплата греха – смерть, если перевести дословно. В еврейской традиции это схар мицва. Зарплата за грех, то есть то, что человек заработал. В отличие от этого жизнь вечная – это дарование. Святость, праведность дается нам даром, чтобы мы в ней росли и жили.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *