Беседы по Посланию к Римлянам. Глава 2
Для начала вспомним, о чем шла речь в первой главе. Павел говорил о том, что он не стыдится прийти в Рим и благовествовать там, так как считает, что благая весть может быть полезна и для язычников. А это значит, что и язычники имеют откровение Бога, хотя Бог не говорил с ними, не открывался им через Тору и не давал закон, как евреям. Язычники могли познавать Бога, наблюдая за красотой и гармонией творения, иначе говоря, Бог открывался им в откровении о природе.
Стоит отметить, что каббалистическое учение сравнивало имя Элоим с природой, говоря, что гематрия – числовое значение букв в слове Элоим соответствует числовому значению букв в слове тэва – природа. То есть язычники могли понимать природу Бога и Его качества, но случилось так, что они возгордились и пали. Именно поэтому они нуждаются в спасении и Всевышний, открываясь им через природу предусмотрел и для них долю в грядущем мире. Этой мыслью закончилась первая глава Римлянам. Вторая глава начинается с того, что Павел вступает в полемику с альтернативной точкой зрения. Эта точка зрения существовала в иудаизме и заключалась в том, что Всевышний долготерпит и являет милость к Израилю, что Израиль Его народ, который Он любит, а к остальным народам не имеет жалости и наказывает. И доля в грядущем мире предусмотрена только для Израиля. Вот с этой точкой зрения Павел вступает в спор с первого стиха:
«Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь друого, осуждвешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.»(ст.1)
Речь идет об осуждении не в том смысле, что один человек говорит, про другого, что он преступник, злодей и т. д., а об осуждении в общем, когда говорят про людей, что они второсортные. В свое время, после открытия Америки был вопрос: умер ли Иешуа за индейцев тоже? Одно время относились к чернокожим, как к людям второго сорта, Германия также делила людей на разные сорта, за что впоследствии поплатилась и раскаялась. Из еврейской литературы, апокрифической и талмудической видно, что у разных раввинов, в разных школах прослеживалась разное отношение к язычникам. И было распространено мнение, что язычники созданы для того, чтобы быть рабами и служить Израилю, и соответственно будущего у них никакого нет. И Павел показывает, что если человек считает другого негодным и непотребным, то может оказаться, что он сам попадет в эту же категорию.
«А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» (ст. 2-3)
Вопрос состоит в том, что говоря о ком-то как о людях второго сорта, потому что им не дана Тора и Божественное откровение, и обвиняя их в каких-то преступлениях, человек сам творит те же преступления. Из этого следует, что если мы считаем, что Бог может простить нам нашу греховность, то и другим людям Он также может ее простить. С другой стороны, в иудаизме существует мнение, что как злодеям в Израиле, так и другим народам мира Бог сразу же воздает за их добрые дела. Например, перевел старушку через улицу – тут же нашел кошелек, или подал нищему рубль – выиграл в лото. Делается это для того, чтобы злодеи и язычники не претендовали на долю в грядущем мире. Когда придет человек и скажет, что он делал добрые дела и спросит о награде, то ему ответят, что с ним уже рассчитались. А к евреям Бог долготерпит и жалеет их, это видно в книге премудрости Соломона 15гл. ст.1, это видно также в апокрифе Второй апокалипсис Баруха или Сирийский апокалипсис Баруха 20 гл. ст.6, в котором говорится, что некоторые люди долготерпение всевышнего воспринимают как Его слабость и неспособность наказывать за плохие дела. Вместо того, чтобы осознать, что Бог долготерпит и откладывает наказание или наказывает незначительно, для того, чтобы дать время покаяться, человек начинает говорить, что Бог его покрывает и защищает. И подобное учение – это не только плод еврейской мысли, но также присутствует в Церкви, когда учат, что Иисус умер за грехи людей, прощено абсолютно все, и теперь можно делать все что угодно. И с этой точкой зрения Павел также будет полемизировать в дальнейшем, так как она очень опасна. Но в данном случае Павел обращается к тем, кто среди язычников настроен против иудеев или к иудеям и говорит о том, что долготерпение Божие – это проявление любви к покаянию и результатом долготерпения не всегда является прощение, а порой гнев, если покаяния не происходит. Поэтому осуждая других, как людей не предназначенных к спасению, а себя считая благородным, любимым сыном, можно оказаться в неприятной ситуации, когда придут из дальних стран и возлягут на одном пиру с Авраамом, а сыны царства будут брошены во тьму – это слова Иешуа. Он же говорит: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы». Все это Павел говорит для того, чтобы показать, что язычники тоже предназначены к спасению, имеют откровение от Всевышнего и тоже нуждаются в Благой вести.
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ?» (ст. 4)
То есть Бог кротко и смиренно ждет нашего покаяния. Он не ломает нас, не наказывает жестко потому, чтобы мы приходили к Нему из любви. Долготерпение Божие – это подарок, который дан нам для покаяния. И если мы этим пренебрегаем, то словно выбрасываем этот подарок и порождаем гнев.
«Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (ст.5)
Как язычники, не познав Бога, искажали Его образ, также и человек, который воспринимает долготерпение Божие как слабость, искажает Его образ, превращая в слабого, немощного или лицеприятного Бога, у которого есть любимчики и те, кого Он ненавидит.
«Который воздаст каждому по делам его» (ст.6)
Каждому, значит и еврею, и язычнику. Иешуа говорит, что соберет все народы и отделит овец от козлов и одни отправятся на вечное прославление, а другие в погибель. Каждый получает за то, как он откликается на откровение Всевышнего. Евреи на закон, язычники на осознание мировой гармонии и присутствие Творца в этом мире.
«Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.»
Покоряться истине – это знать и понимать истинный образ Божий и Его замысел, действовать в соответствии с Торой, которая и есть Его замысел. Если мы принимаем Замысел Бога, то мы действуем правильно, если мы не покоряемся истине, то предаемся неправде, искажая образ Божий и делая из Бога идола. Как сказано в одном месте, кто скажет на Всевышнего ватран, т.е. Всешний кому-то дает спуск,тот потеряет долю в грядущем мире. Нельзя искажать образ Божий ни еврею, ни язычнику, от Иудея до Еллина это запрещено.
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина!Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину!»
Как все, от Иудея до Еллина будут наказаны за зло, так и все, от Иудея до Еллина получают награду за содеянное добро. Каждый человек должен выбирать между добром и злом. Все нуждаются в спасении и в прощении, и об этом говорит следующий стих:
«Ибо нет лицеприятия у Бога. Те,которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (ст.11-12)
Мы знаем, что Каин получил наказание, строители вавилонской башни и жители Содома получили наказание. Каину Всевышний сказал: «Если ты не делаешь доброго, грех лежит у ворот». О каком грехе идет речь, ведь не было заповеди «не убий» у Каина, более того, самого понятия греха он не знал. Кто и когда объяснил Каину, что такое грех или что убивать плохо? Сама природа, которая поощряет жизнь. То есть, наблюдая за природой, которая создает жизнь, можно было понять, что убивать нехорошо. Вся природа живет, голубка откладывает яйца, змея откладывает яйца и т.д. потому что в них заложен инстинкт жизни. В них также заложены другие инстинкты, законы по которым они взаимодействуют друг с другом. Каин мог эти законы наблюдать. И когда он нарушает то, что Всевышний установил в природе – вне закона и погибает. А те, кому Божьи законы прописаны словами – получают осуждение в соответствии с законом. То есть сам закон или его отсутствие не спасает и не губит человека.
«Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут;»(ст.13)
С этого стиха, обратите внимание, «открываются скобки» и потом с 16 стиха будет продолжение того момента, на котором мы остановились. Павел делает отступление и объясняет внутреннюю природу язычников.
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по рироде законное делают, то не имея закона, они сами себе закон» (ст.14)
Речь здесь не идет о язычнике, который забивает жертву за грех, или отсчитывает Омер, или зажигает субботние свечи. Каждый раз, когда мы встречаем слово закон, мы должны очень внимательно рассмотреть текст и понять в каком значении Павел использует это слово. Потому что у Павла слово закон очень многозначно; оно может означать письменную Тору, какие-либо природные законы, или закон в смысле замысел Божий – глобальный Божественный план, или закон, который муж дает жене либо правильный поступок в соответствии с конкретной Божьей волей в конкретный момент. И это скорее то, о чем Павел говорит в данном стихе. Например, когда язычник видит, что у соседа торчит из кармана кошелек, то понимает что его не нужно воровать, или что какая-то сплетня может остановиться на нем и не следует передавать ее дальше и т.д. Во многих конкретных ситуациях язычник поступает хорошо просто потому, что понимает устройство мира, имеет представление о том, каков Всевышний и в соответствии с этим поступает правильно. То есть, не имея закона, язычник сам себе закон и может правильно поступать потому что имеет откровение о Всевышнем, как мы уже говорили, через природу.
И в доказательство этому свидетельствуют их поступки.
«Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (ст.15)
На основании чего язычник совершает добрый поступок, например: не украл кошелек, накормил голодного или помог женщине с ребенком донести коляску? Потому что у него есть мысли, если правильно перевести, то мысли их- совести их, которые оправдывают то или иное рассуждение. Это можно понять так, что у язычника, так же как у Израиля есть Ецер а-Тов – доброе начало и Ецер а-Ра – злое начало. И одно осуждает другое. И когда язычник поступает хорошо, Ецер а-Тов преобладает, то закон Торы пишется на его сердце. Здесь отступление Павла заканчивается, «скобки закрываются». И теперь возвращаемся к тому моменту, где Павел говорит о том, что Бог воздаст каждому по делам его, делающих злое ждет скорбь и теснота, а делающих доброе – слава и честь и далее:
«В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.»(ст.16)
Тайные дела – это то, что у человека в сердце. Плод человека то, что у него в душе, внутренние изменения, то, что он успевает за свою жизнь написать на своем сердце, то как он преображается на основании откровения о Всевышнем. Именно по этому результату Бог будет судить всякого человека. С 17 стиха начинается обращение Павла к иудейскому учителю, не к конкретному человеку, а к абстрактному собеседнику. Павел пишет в форме предполагаемого диалога с мнимым собеседником, который выступает против обучения язычников и перед которым теоретически Павел мог бы постыдиться благовествовать в Риме. Итак, переходим к этому диалогу:
«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,и знаешт волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона» (ст. 17-18)
Обратимся снова к апокрифам книге Премудрости Соломона, где говорится: «Даже когда мы согрешаем мы твои, Господи, Ты нас любишь,Ты дал нам закон и откровение»
Итак, что значит «успокаиваться законом» — это когда человек думает, что раз ему дано откровение Всевышнего и он знает Его волю, то через это откровение он может приблизиться к Богу, установить более дружеские отношения, благодаря которым можно будет избежать наказания. Павел продолжает:
«И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,наставник невежд, учительмладенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (ст. 19-20)
На самом деле, евреи шли к язычникам, чтобы учить их Торе и в Израиле было много прозелитов. И учителям нравилось, что люди слушают их с открытым ртом и воздают им всевозможные почести. Существовали законы, которые запрещали язычникам изучать Тору. Есть спор в Талмуде, где раввин говорит, что идолопоклонник изучающий Тору, заслуживает смерти. С другой стороны есть мнение раввина, который говорит, что язычник изучающий Тору подобен первосвященнику. Чтобы примирить эти противоречивые мнения мудрецы сказали, что если язычник изучает то, что его касается – это семь заповедей сынов Ноя, тогда он как первосвященник. А когда язычник изучает то, что его не касается, ту часть откровения, которая дана евреям – вот тогда он заслуживает смерти. Следует отметить, что в истории никто никогда не убивал язычника, изучающего Тору. Почему запрет на изучение Торы для язычников не входит в семь заповедей Ноя. Было мнение, что этот запрет все же есть, так как есть заповедь не красть, а когда язычники изучают Тору, то тем самым крадут у евреев то, что принадлежит им. Другое мнение говорило, что язычники изучающие Тору, совершают прелюбодеяние, подобно тому, как войти к чужой жене. Так же язычники считались отданными силам тумы – нечистоты, идолам и т.д.
В силу этих причин евреи ходили к язычникам и обучали их очень ограниченно. И далее Павел задает вопрос:
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (ст.21)
Мы знаем, что фарисеи довольно много времени уделяли обучению.
«Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотаствуешь?
Фарисеи были люди праведные, Иешуа говорил: «если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете в Царство Небесное». Также из истории и многочисленных свидетельств, как талмудических, так и внешних следует, что это были истинно праведные люди. Почему же тогда Павел обвиняет их в прелюбодеянии, воровстве, разграблении святыни (правильный перевод слова «святотатствовать»)?
К тому же никто из фарисеев не ходил обличать язычников в том, что они воруют или прелюбодействуют и не говорили, чтобы те этого не делали.
Фарисеи, приходя к язычникам, проповедовали, чтобы они не лезли в ту или иную часть Торы, так как это воровство и прелюбодеяние. В этом и заключалась проповедь: «не красть» и «не прелюбодействовать». Не красть Тору и не прелюбодействовать с Торой. «Гнушаясь идолов, святотатствуешь» — не смотря на то, что фарисеи говорили, что язычники предназначены для идолов это не мешало им собирать с них пожертвования.
Получалось, что фарисеи, говоря язычникам не изучать определенную часть Торы, то есть не красть, тем самым крали то, что Бог предназначил для спасения. Говоря о язычниках как о людях второго сорта, фарисеи воровали их у спасения и принимали над ними власть, тем самым прелюбодействуя. Так как все народы мира – это Невеста Бога, и они входили к чужой невесте. Собирая пожертвования с язычников, предназначенных для идолов, фарисеи святотатствовали, жили за счет тех, кто им не принадлежит.
«Хвалишься законом, а преступлениями закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.» (ст. 23-24)
Павел говорит, о том, что из-за подобного поведения фарисеев имя Божие хулится у язычников, так как они могут прийти к выводу, что Бог лицеприятен, одних хочет спасти, а других погубить. А это есть искажение образа Всевышнего. Далее Павел говорит, что закон дает человеку:
«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.» (ст.25)
Если, например, госслужащий совершает преступление, то должность его не оправдывает, а наоборот обвиняет.
Евреям дана определенная власть, есть определенный Завет и служение, но если они этим злоупотребляют, то это вменяется им в необрезание. Обрезание – это символ Завета, символ верности Всевышнему. И если человек грешит, имея обрезание, это подобно тому, как женщина изменяет мужу с обручальным кольцом на руке, это кольцо обвиняет ее.
«Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?(ст.26-27)
Павел говорит о том, что язычник может изучать Тору, и нет ограничений в духовном уровне святости, на который он может подняться, добровольно принимая на себя заповеди. Таким образом, язычник, принимая на себя Тору, выглядит перед Всевышним достойнее иудея преступающего закон. Не закон делает человека достойным, а его исполнение.
Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (ст. 28-29)
Можно порой услышать от людей, что раз они язычники начали соблюдать Тору, то могут называться иудеями, так как внутренне таковы. Но не стоит забывать, что изначально обращение Павла направлено к иудеям. Павел не расширяет понятие иудей, включая туда и язычников, он наоборот это понятие сужает. Он показывает, что если человек, будучи биологическим иудеем, учит и соблюдает Тору, но не исполняет волю Бога и не несет свет в мир, а своей проповедью крадет, прелюбодействует и святотатствует, то его только осуждает то, что внешне он является иудеем. Такому человеку необходимо изменить дух и преобразоваться, для того, чтобы внутренне стать иудеем.