Еще один забытый праздник
тересный праздник приближается к нам. Сегодня он уже и не праздник вовсе. А во времена второго Храма не было у Израиля больше праздников, чем Йом Кипур и этот самый день.
Возможно, что все началось со времен Эзры. Тогда. возвратившийся народ бросил установил новую жертву — принесение дров для жертвенника. Бросили жребий, какому роду, какому колену в какой день приносить дрова в Храм.
И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. (Неемия 10:35)
А еще до жребия, добровольно, все свои дрова отдала семья Затуя сына Иуды. Поэтому, они получили особое благословение. 15 го числа,месяца Ав, когда им, уже по жребию выпало приносить жертвы, вместе с ними позволено было приносить всем тем, кто не знал к какому колену принадлежит, и даже к какому народу. Об этом рассказывает нам Мегилат Таанит (Свиток Таанит не стоит путать с одноименным талмудическим трактатом)
Число пятнадцать, на иврите, записывается с помощью букв тет и вав, что вместе читается как «ту». Отсюда пошло и название праздника «ту беАв» — 15- е месяца Ава.
Но история с Зату и открытым для всех Храмом не единственная причина, по которой отмечается этот праздник. Во времена Исхода из Египта, в этот день перестали умирать все приговоренные к смерти в пустыне. Закончилось разделение в народе.
Во времена Царей это был особый «Юрьев день» — в этот день, ради мира приостанавливалось действие запрета Торы:
и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.
А еще раньше, в эпоху Судей, в этот день колену Вениамина было разрешено брать жен из других колен.
В этот день Царь Осия ликвидировал установленную Йеровамом стражу, препятствующую паломникам подниматься из Израиля в Иерусалим.
Во времена второго Храма в этот день девушки, которым трудно было найти мужей, спросив у подруг самые лучшие одежды, выходили в убранные виноградники и танцевали там, пытаясь привлечь внимание будущих мужей. Скромно танцевали, конечно, не ламбаду и не нижний брейк. Хороводы водили. Говоря при этом: не смотри на меня какая я снаружи, а попытайся разглядеть какая я внутри.
Всю эту историю праздника нам рассказывает свиток Таанит. Не смотря на то, что причины праздника называются разные, можно объединить их в один мотив – удаление разделений внутри народа, день народного примирения. Тут можно увидеть и параллель с Йом Кипуром, который мы упомянули в самом начале. Йом Кипур это день примирения народа со Всевышним. А Ту бе Ав — день примирения внутри народа. День заживления трудно заживающих болячек. День жертвы, оставленной у жертвенника, если угодно.
Долгие годы галута больще укрепляли стены разнообразных гетто, чем разрушали и объединяли. Да и убранные виноградники остались далеко, а в тех, чтоб были рядом, танцевать оказалось не безопасно. Вот и забылся праздник.
А в современном Израиле он стал еврейским аналогом Дня Святого Валентина: розовая сладкая романтика в открытках. Свадьбы. Гулянки с кострами. Конечно этот день – праздник любви. Но не совсем такой, каким его сделали.
И мне кажется, что именно мессианское движение может снова подарить этому празднику былое сияние и славу. Ведь очень уж он в струе нашего учения о примирении, любви и единстве в общине. Да и разрушение перегородок, разделяющих народ мы всегда поддерживали.
А ведь этот праздник еще называли «День привития деревьев» — совершенно новая грань, но тоже вполне наша. Словом: забытый ,некогда великий праздник ищет усыновителей. Есть желающие?