Ритуальная нечистота
Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Александр Бленд, и сегодня мы поговорим о ритуальной нечистоте. На иврите это называется словом «Тум´а» – понятие, которое встречается в Торе и вызываeт много непонимания среди верующих братьев. Поэтому мне хотелось бы немного прояснить, что это и как это актуально, и актуально ли это сегодня для мессианского верующего вообще заняться этим вопросом.
Итак, слово «тум´а». Нужно прежде всего определиться с тем, что на русском языке это как бы антоним «ритуальной чистоты», отсутствиe какой-то чистоты. В иврите же речь не идет об отсутствии чистоты, а речь идет о наличии чего-то. То есть слово «тум´а» не является нечто отрицающим, а это что-то присутствующее. Это скверна, которая присутствует на человеке в результате определенных действий или определенных событий, которые с ним произошли. Слово «тум´а» восходит к слову «тум», что означает «закрытый», «герметичный», «замкнутый в себе», «непроницаемый для света». Почему такая природа у тум´ы, мы еще поговорим.
Писание, то есть Пятикнижие знает одиннадцать видов тум´ы. Самая опасная, самая тяжелая форма ритуальной скверны — это тум´а мертвого. Любой человек, прикасающийся к мертвому, становится «нечистым», и те, кто прикоснулся к этому человеку, также становится «нечистым» и т.д. и т.д. и т.д. И как результат, сегодня в отсутствие средств очищения от ритуальной нечистоты мертвого, согласно иудейской традиции, а мы сейчас будем говорить об иудейской традиции, все люди, то есть все население планеты Земля одинаково носит на себе скверну или тум´а умершего. Абсолютно все нечисты этой нечистотой, и так будет согласно иудейской традиции до тех пор, пока не будет восстановлено храмовое служение, найдена рыжая телица и, соответственно, проведены все процедуры, связанные с очищением. Тум´а падали, тум´а мертвечины также касается мертвых животных. Третий вид тум´ы — это кожа и плоть восьми нечистых животных. Надо сказать, что эти восемь животных перечислены в Торе, и перевод этих понятий в любом случае каждый раз похож на детектив. Это целый детектив восстановить, что это за «восемь пресмыкающихся» — сова, еж, крыса, мышь, черепаха, ящерица, дикобраз и змея или как бы восемь других животных. То есть, каждый раз эти восемь названий, которые приводятся в Торе, оспариваются, и иногда на названия есть много толкований. Действительно, каждый раз — это целый лингвистический и зоологический детектив — выявить значение для восьми животных. Так или иначе, мы оставим эти споры в стороне.
Рассмотрим нечистоту, связанную со «святыми вещами». Как ни странно, служение в Храме может сделать человека нечистым. Например, человек, который подготавливал пепел рыжей телицы. Все виды работ, связанные с приготовлением пепла, делают человека нечистым. Такая нечистота называется «тум´а кдушим»- нечистота святого. По этому же принципу, но уже с постановления раввинов принято, что когда книги, которые написаны Духом Святым, то есть, книги вошедшие в Танах, книги, которые у христиан принято называть «Ветхим Заветом», покидают наши руки, то эти книги оставляют наши руки «нечистыми». Мы разберемся потом, почему мудрецы так постановили, и что это значит.
«Мей хатат» или «воды греха», то есть воды, которые готовятся на основе праха рыжей телицы, тоже делают человека «нечистым»- это пятый вид тум´ы. Шестой вид тум´ы — это семяизвержение — любое истечение семени, будь то ночная случайная поллюция, или какие-то греховные дела, или совокупление с женой в целях деторождения. Любой вид семяизвержения делает человека нечистым, из чего мы заключаем, что невозможно родить ребенка, не став при этом нечистым. Мужские и женские истечения — седьмой и восьмой вид тум´ы, то есть это всевозможные истечения из половых органов, из внутренних органов. Девятый тип — это послеродовая тум´а, послеродовая нечистота. Десятый, самый актуальный на сегодняшний день, тип нида — это «месячные» у женщин. И одиннадцатый, последний, тип — это проказа, прокаженный человек, тот, который находится «вне стана». В отношение него существует целый ряд законов.
При определении понятия «тум´а» мы сказали, что это определенная закрытость, определенная непрозрачность, непроходимость для Божественного Света, которая возникает, как правило, когда исчезает святость, когда исчезает приготовленность к святости. Например, если взять самую, так сказать, страшную тум´у, о которой мы говорили, «Тум´ат мет» (трупная нечистота). Человек, пока он жив, предназначен к тому, чтобы освящаться. Душа человека соединена с телом для того, чтобы, пока человек живет, материальное тоже освящалось. Таким образом, когда человек умирает, соответственно, его тело перестает быть «сосудом», предназначенным для святости, и оно становится непроницаемым для Света, непригодным для проницания Света и, соответственно, нечистым, на иврите «тамэ».
Точно так же с женщиной, которая весь период овуляции, весь период своей чистоты способна к зачатию, предуготована стать матерью и готова к святому служению. В тот момент, когда у нее начинаются «месячные», прерывается эта ее готовность к восприятию семени и ее готовность к материнству, то есть к святому служению, и ее «сосуд» становится «непроницаемым». Поэтому она на некоторое время, до полного обновления, — «нида», и то же самое можно сказать и в отношении рожениц, и в отношении истечения семени. Независимо от того выполнена ли функция святого или только закончена стадия готовности к нему, на смену этой фунции приходит «тум´а» — нечистота.
Почему человек не может быть постоянно готовым к тому, чтобы быть в святости? Почему эта святость не сохраняется постоянно? Потому что, опять же, человек живет в несовершенном мире. После грехопадения, когда в мир вошла смерть — отец всех «тумот» всех нечистот, мир стал смертен, и каждое действие человека стало конечным. В итоге, святость как бы не может храниться вечно, и поэтому возникает дисфункция святости, определенная после того, как человек завершит состояние готовности к святому служению . Отсюда возникает слово «тум´а» — такое понятие как «нечистота». Во что это «выливается»? Что значит понятие «человек нечист»?
Когда человек нечист — это означает только одно: он не может принимать участие в храмовом служении и входить в Святое Храма. В будничном служении в синагогах ли, в доме ли, в общине ли, в повседневной жизни ли человек никак не ограничен. Кроме, разумеется, нида, которая запрещена в Торе без связи с нечистотой, то есть запрещена близость с женщиной в состоянии нида. Само по себе быть «нечистым» — это не грех, можно быть и нечистым. Мы уже говорили, что сегодня мы все нечисты нечистотой умерших. А если мы посмотрим глубже, то увидим, что кто-то не очистился после ночного семяизвержения, кто-то сидел в автобусе рядом с женщиной, у которой были критические дни, сам того не зная и, так сказать, через общее сидение он получает нечистоту нида, он становится нечист нечистотой нида. И такие всевозможные опции заполучить нечистоту у человека есть постоянно, плюс, как мы сказали, есть «константа»- мы постоянно нечисты самой страшной нечистотой, которая только может быть — это нечистота смерти. Поэтому неактуально сегодня рассуждать о том, можно ли женщине, которая в состоянии нида ходить в церковь, в синагогу, на собрание общины, можно ли ей причащаться. Женщина в состоянии нида осквернена не более, чем каждый из нас. И опять повторю, что это не грех, пока мы не начинаем принимать участие в храмовом служении. До сих пор мы говорили о позиции иудейской.
Если мы говорим о том, что по учению многих мессианских общин причастие, трапеза Господня сопоставима жертве, то тогда так же возникает вопрос, может ли женщина принимать участие в этой «жертве» и может ли женщина сидеть за столом, на котором находится «пасхальная жертва»? И тут мы с вами знаем, что мы имеем такого Священника, который вошел во Святилище, и очищает и освящает Небесное Святилище. «Послание к Евреям» говорит о том, что революционная роль Иешуа состоит в том, что Он навсегда очистил Небесное Святилище. Небесное Святилище — это самая верхняя часть, так сказать, Небесного Храма, туда вошел Иешуа со Своей Кровью, и там Он постоянно предстоит, поэтому сегодня Святилище Небесное не может быть осквернено нечистотой. Очень важная заслуга Мессии в том, что Он сделал возможным для нас приходить ко Всевышнему, дал нам возможность предстать пред Всевышним или иметь связь со Всевышним, будучи нечистыми. Если раньше для этого нужно было очищение, и для народов мира часто вообще было невозможно придти ко Всевышнему, то сегодня этот барьер разрушен. Если мы верим, что Мессия Своей Кровью, Своей жертвой очищает нас от любой скверны, то, разумеется, Он очищает и женщин, которые нахотятся в состоянии нида, то есть женщина остается нечистой, но ее нечистота не может повредить Святилищу, потому что Святилище совершенно.
Еще одно из частых пониманий или недопониманий понятия «тум´а» состоит в том, что по учению многих тум´а означает «зло», однозначно несет в себе смерть и т.д. То, что это не так, мы видим хотя бы на примере зачатия ребенка. Для зачатия мужчина выпускает семя, эякулирует семя и, соответственно, он становится нечистым, но, тем не менее, без этого невозможно деторождение. Это не тяжелая нечистота, мужчина может уже на следующий день омыться в водах миквы и быть снова чистым и готовым к храмовому служению. Храмовое служение также невозможно без того, чтобы стать нечистым, и поэтому тум´а — это не однозначное «зло», которое приходит в мир и которого надо бояться. Это определенный период, определенное состояние человека, когда он не совсем проницаем для Божественного Света и, соответственно, в нем происходят какие-то внутренние, духовные процессы. Надо сказать что Божественный Свет, в котором мы находимся, безграничен и есть определенный Свет, который внутри нас. Можно условно представить себе, что мы словно губка, погруженная в светлую жидкость, погружены в Божественный Свет. Часть Света входит в нас, часть Света остается вокруг нас и постоянно происходит обмен этим Светом. Во время тум´а мы закрываемся с внутренним Светом и становимся невосприимчивы к окружающему нас Свету, но тем не менее в нас происходит «переработка» внутреннего Света, определенная «переработка» духовного опыта. Женщина в состоянии тум´а, женщина в состоянии нида свободно может учить Тору, свободно может читать Псалмы и выполнять какое-либо другое обучение потому что в ней, как и в любом нечистом, работает внутренний новый Свет, который она получает.
Недавно был задан вопрос в отношение костей умерших. Из Танаха мы знаем случай, когда хоронили людей, и их кости коснулись костей Елисея, и один человек ожил (см. 4 Цар.13:20-21). Мидраш говорит, что этот человек ожил не надолго просто потому, что он был злодеем. Этого человека просто «выкинуло», «вышибло», «отшило» от костей умершего праведника. Еврейская традиция говорит, что поскольку праведники при смерти называются «живыми», и при жизни они живы, то праведники — вечно живы, и, соответственно, их тела не несут в себе нечистоты. Праведники и их тела не несут в себе нечистоты — это же самое утверждение, конечно же, применимо и к мессианскому учению. Если мы очищены и если мы в праведности, в праведности нашего Мессии, то, соответственно, и тела наши не будут нести какую-то нечистоту. Здесь, как и практически везде, мы видим что еврейская традиция «смыкается» с традицией христианской. Единственное различие состоит в том, что применение к нам понятия «праведности» не актуально для иудаизма.
Если мы верующие, если мы считаем, что мы оправданы, если мы считаем, что мы очищены, то, соответственно, и бояться нечистоты смерти нам незачем. Таким образом, все эти законы о которых мы сейчас говорили, законы нечистоты, могут быть актуальны для понимания природы того, как в мире действует святость, для того, чтобы мы понимали, что святость — это не непрерывный процесс, и что есть какие-то определенные внутренние процессы, которые в нас могут происходить, и их надо претерпевать, что состояние тум´а — одно из естественных состояний для неисправленного мира, что женщины нида и мужчины после истечении семени и какие-то больные с истечениями и т.д. - все эти люди не являются злодеями или грешниками и не являются чем-то, чего нужно избегать.
Но и сегодня есть такая тенденция прятать куда-то на задворки женщину в состоянии нида, запихивать ее в дальний сундук и переносить ее только в ящиках. Средневековая традиция породила очень много мифов и ложных представлений о женщине нида, о женщине в состоянии месячных: ее взгляд — это чуть ли не проклятие, и зеркало начинает кровоточить, и розы вянут в ее присутствии и т.д. и т.д. Все это нужно понимать как некую мифологию, которая возникала из-за того, что люди верующие и даже ученые того времени не очень хорошо понимали природу происходящего. Сегодня мы знаем природу процесса месячных у женщин, что он означает, и мы можем этого не бояться.
Соответственно и животным, которые названы нечистыми, приписывались всевозможные магические и мифические свойства. Тут нужно понимать, что когда мы читаем Талмуд или Зоар или такую книгу как «Сефер а-Хасидим», которые претендуют на определенные познания в области естествознания, в области природоведения, то мы должны понимать, что наши мудрецы были мудрецами в законе. Они были мудрецами в толковании Торы, но в области естественных наук они были людьми своего времени. Мудрецы верили в тоже самое, во что верили их современники. И поэтому мы можем встретить и мышку, которая рождается из грязи, и животное, которое пупом привязано к центру земли, и волка, который превращается в человека, и сирен и русалок и тому подобное. Мудрецы жили историческими рассказами и преданиями и не всегда могли отличить правду от лжи, из-за чего делалась куча всевозможных постановлений о нечистом, о нечистых животных , о черепахе или о дикобразе или о мыши, и точно так же, к сожалению, и о женщине в состоянии нида. То есть, это традиция, которую нужно подвергнуть определенной ревизии, пересмотреть в свете современных знаний.
Будет ли актуальна тум´а для третьего Храма, мы пока не знаем. Когда вернется Господь, то Он многому нас научит. Мы видели, что Иешуа больше расставляет акценты на духовную нечистоту, чем на ритуальную. Он больше говорит о том, что действительно оскверняет человека и делает его непригодным для служения. И это не столько прикосновение человека к нечистому сколько нечистые мысли и т.д., но Иешуа не мог каким-то образом отменить закон. Только Его смерть и воскресение и вхождение в Небесный Храм смогли изменить и изменили ситуацию, то есть изменили природу мира. И в мире с новой природой стали действовать новые законы.
Когда, с Божьей помощью, будет восстановлен третий Храм (если он будет восстановлен), то будут задействованы еще раз обновленные законы, тогда мы и увидим, будут ли действовать понятия тум´а и техора, чистота и нечистота для нового времени. А пока можно сказать, что нам незачем как-то опасаться этих понятий, потому что если мы опасаемся этого, то тем самым пренебрегаем тем очищением, которое дается нам через жертву Иешуа — это первое. Второе, я повторю, еврейская традиция сама по себе сегодня не учит остерегаться каких-то видов нечистоты, потому что все нечисты. И опять же еврейская традиция, как и мессианская традиция, говорят о том, что праведный человек, праведник не оскверняет даже после смерти, значит, праведник не может оскверниться. Суть праведности в том, чтобы видеть нечистое и не становиться при этом нечистым. И поэтому сегодня просто совет для верующих людей, особенно для мессианских верующих, которые увлекаются, и порой слишком сильно, ритуальными аспектами иудаизма, аспектами чистоты и нечистоты, все-таки пересмотреть свою позицию на этот счет и перестать остерегаться нечистоты в смысле боязни. Если это нужно для дела, если нужно для служения, то не нужно бояться становиться нечистым. В притче о самарянине Йешуа приводит пример коэна — священника, который побоялся оскверниться, чтобы попасть на служение в Храм. Мы можем видеть и то, как служение в Храме описывалось самими мудрецами. Преувеличенно трепетное отношение к нечистоте было такое, что приводило даже порой к смерти, то есть к убийству среди священников.
Поэтому хорошо и важно изучать все аспекты Торы, в том числе, разумеется, и аспекты нечистоты. Нужно стремиться к чистоте и к святости, безусловно нужно, и для этого, конечно, нужно изучать Тору и соблюдать Тору. И стремиться быть чистым тоже важно но, тем не менее, видеть в человеке, который нечист, в нечистой женщине и пр. что-то греховное, то, чего надо избегать, то, от чего надо «закрываться» и бояться — это тоже совершенно неправильно. Вот такое примерно представление хотелось бы передать о чистоте и нечистоте. С вами был Александр Бленд. Спасибо что вы были со мной сегодня.