Послание к Колоссянам. Глава 4
Мы с вами сегодня закончим изучение послания Павла к колоссянам и, соответственно, будем изучать четвертую главу послания.
В конце третьей главы Павел говорил о рабах, о том, что они должны, соответственно своему положению, уважительно относиться к своим господам. В начале четвертой главы Павел продолжает эту тему и говорит уже господам.
Продолжая этот разговор, Павел говорит так во 2 стихе: «Постоянно придерживайтесь бодрости в молитве». Это в синодальном переводе переводится, как «будьте постоянны в молитве (постоянно находитесь в молитве)», но здесь речь идет о том, что будьте сосредоточенны в молитве, будьте бдительны, будьте участниками своей молитвы, то есть не засыпайте во время молитвы, не делайте вашу молитву каким-то пустым бормотанием и так далее. Интересно, что в еврейской традиции это формулируется буквально с точностью до наоборот, по значению слов, то есть еврейская традиция говорит ученикам: «альта асэ тфилат ха кева», то есть не делай свою молитву будничной, рутиной, постоянной. Слово «кева» означает «постоянный», то есть не делай свою молитву обыденным и пустым разговором, какими-то привычными речами. Павел здесь говорит то же самое, но совершенно противоположными словами: постоянно наполняйте свою молитву смыслом, присутствуйте, думайте о том, о чем вы молитесь.
И Павел уже переходит, так сказать, к завершению темы молитвы, говоря: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог открыл нам дверь слова». В Деяниях «λογου» – это «слово», «θυραν» — дверь используется для раскрытия сердец язычников, Павел здесь дает такую двусмысленную фразу, которая, с одной стороны, означает «открыл дверь». Павел находится в узах, в заключении, в тюрьме и можно понять, что Павел говорит здесь об освобождении физическом, чтобы ему возвещать слово, но учитывая параллель из книги Деяний, можно сказать, что дверь для язычников – это дверь сердец, то есть, дать возможность возвещать тайну, открывать сердца язычников, чтобы эту тайну воспринимать. Есть ведь определенный диссонанс, когда мы слышим фразу «возвещать тайну». Какая же это тайна, если она открывается? Тайна, вообще тайная часть учения, сокровенное учение, будь то, скажем, еврейская кабала или какие-то другие сокрытые еврейские знания, они сокрыты не потому, что их кто-то прячет, они сокрыты потому, что они сами прячутся. Павел говорит, что для того, чтобы они открылись, нужно, прежде всего, открывать сердце. Бог должен предрасположить сердца язычников, сердца слушателей для того, чтобы они могли воспринимать тайну и тогда, когда дверь эта откроется, Павел говорит в 4 стихе: «И тогда я и явлю её (в синодальном переводе “я открою ее”), как должно мне возвещать». Итак, «откройте мне дверь, откройте дверь язычников, чтобы я открыл им (явил им) тайну», в открытую дверь может войти тайна. Павел, таким образом, призывает язычников молиться за неверующих братьев, чтобы их сердца открывались для проповедования, и в эти открытые сердца можно было бы являть, открывать, со своей стороны уже тайну Божью, чтобы Павел мог ее возвещать, как ему вменено в обязанность, «как я должен возвещать» — говорит Павел. То есть, он должен во всякое открытое сердце, послан Иешуа для этого, вкладывать тайну Божью, вкладывать откровение о Божественном.
Дальше в 5 стихе Павел говорит: «В мудрости ходите (обращайтесь) с теми, которые во вне», то есть с теми, кто неверующие, нужно обращаться благоразумно. Павел говорит интересную фразу «словно выкупающие время» — это фраза встречается и в «Послании к эфесянам», и в книге Даниэля тоже встречается. Речь идет о том, что нужно использовать время с мудростью, то есть и ловить подходящие моменты для проповеди язычникам, и использовать время нашей жизни, которое у нас есть, время общения с язычниками, использовать их мудро. Здесь, безусловно, приходит в голову и параллель с зарытыми талантами, с богатством, которое дано нам на сохранение. Время – один из самых драгоценных ресурсов, которые нам дал Всевышний и мы должны с мудростью использовать его в общении с язычниками и так далее, чтобы не тратить его на пустую, порой, болтовню, на пустопорожние разговоры и, в то же время, ловя моменты, когда их сердце открыто для возвещения проповеди.
В 6 стихе Павел пишет: «Слово ваше всегда с благодатью будет приправлено солью, чтобы вы знали, как отвечать каждому». В греческой литературе можно встретить фразы: «приправлять слова солью», «отвечать с солью». Как отвечать остроумно? Остроумно – это значит ярко, иногда смешно, иногда с насмешкой, иногда с улыбкой, то есть остроумие подразумевает определенную иронию, определенный «блеск» слов. Мы не должны говорить сухо, вяло и так далее, если я поймаю на улице человека, подойду к нему и скажу ему: «А ты уже омылся кровью Агнца?», он посмотрит на меня, как на сумасшедшего, будет позор мне и на Агнца, и на всю ситуацию. В разговорах, спорах нужно и должно отвечать остроумно, не смотря на то, что мы христиане, верующие в Иешуа люди, мы ведем скромный образ жизни, но мы не должны быть серыми, мы не должны быть блеклыми. Мы должны хорошо владеть риторикой, уметь пошутить, уметь даже задеть иногда, уметь отбить реплику, отбить какой-то аргумент ярко и ясно для всех. Соль – это то, что идет практически к любому виду пищи, то есть слово должно быть ярким, остроумным, надо стараться ярко, хорошо отвечать, чтобы мы знали, как ответить каждому.
В 7 стихе Павел переходит уже, можно сказать, к личным вопросам и говорит: «Обо мне всё расскажет Тихикус, возлюбленный брат, верный служитель, сотрудник в Господе». То есть, Павел в письмах очень редко пишет о себе, обычно люди, которые общаются с ним, они устно передают сообщения о нем: «о всей ситуации придет и расскажет лично Тихик», на бумаге, на пергаменте записывается только самое важное. Итак, Тихик, здесь в синодальном переводе «сотрудник в Господе», в греческом языке надо отметить очень интересное слово «συνδουλος (сондолос)», которое означает «сораб», то есть «сотоварищ мой по рабству в Господе». Сегодня слово «раб» часто становится постыдным, и кто скажет про себя: «я раб»? Павел часто это повторяет и также в данном случае Тихикуса или Тихика он тоже называет «συνδουλος», то есть «сораб в Господе», не совсем сотрудник. Можно еще отметить слово «διακονος (дьяконос)», которое здесь используется, и которое синодальный перевод переводит, как «слуга», если кто-то будет сверять. Здесь, разумеется, не дьякон, как церковный служитель, а именно слуга, служка. Итак, дьякон, слуга, служка и сораб в Господе – это про Тихика.
И дальше Павел продолжает, что, собственно, послал то он Тихика не для того, чтобы Тихик о нем рассказал. Павел пишет: «Я послал Тихика к вам самого, чтобы вы узнали о наших обстоятельствах, и он утешил сердца ваши». Синодальный перевод переводит, чтобы «он узнал о вас», в оригинале стоит, чтобы «он узнал о нас», есть разные варианты, разночтения с этим стихом. Видимо, Тихикус послан для обмена информацией между сторонами и Павел посылает Тихика, чтобы Тихик сообщил ему о ситуации в Колоссах, а колоссянам рассказал бы о том, что происходит с ним в тюрьме Рима в заключении.
В 9 стихе Павел рассказывает еще и об Онисиме, Онисиму посвящено, надо здесь отметить, отдельное послание. Обычно те, кто изучает «Послание к колоссянам» знают, что любой сборник комментариев на «Послание к колоссянам» включает в себя еще и «Послание к Филимону», «Послание к Филимону» посвящено именно Онисиму. Онисим был рабом у богатого жителя Колосс, его звали Филимон и Онисим, мы уже говорили об этом, видимо, что-то украл у Филимона. Павел его принял, как беглеца, признал его покаяние перед Христом, перед Машиахом и Павел напишет в дальнейшем Филимону письмо, в котором просит принять Онисима точно так же, как он принял бы Павла, простить ему всё и если есть какой-то долг, то Павел готов его заплатить. И вот, представьте себе, что беглого, только что нашедшего покаяние раба, Павел уже называет «верным и возлюбленным братом, который из ваших». Онисим и Тихик, они должны «рассказать обо всём здешнем», обо всём, что происходит у Павла. Еще раз повторим: Павел относится как к равному, к только что покаявшемуся рабу, еще и вору. Павел, таким образом, демонстрирует нам свою веру, свой уровень верования, что он настолько верит в силу преображения, которое может совершить Машиах в человеке, что сразу же принимает Онисима, как верного возлюбленного, как брата, без всяких испытательных сроков, без всяких косых взглядов. Павел призывает Филимона принять его точно так же и готов заплатить за него любой ущерб.
10 стих: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк (Марк евангелист), племянник Варнавы, о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его». В оригинале, конечно, «распоряжение», но приказание или распоряжение – не так важно. А вот «заключенный вместе со мной», на греческом языке «сопленник», видимо все-таки используется также в значении «сораб», потому что мы знаем, что Аристарх, он все-таки хаживал туда-сюда, он имеет отношение к семье Филимона, он много путешествует. Видимо, здесь имеется в виду «сопленник» тоже в значении «сораб», товарищ по служению Христа, во всяком случае, ни предания, ни какие-то исторические писания не сохранили другого понимания. «Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою» — что-то очень непонятное на первый взгляд говорит Павел. То есть, он только что говорил о каких-то возлюбленных братьях заключенных вместе с ними и тут он говорит, что Иешуа и Аристарх, собственно, были из обрезанных и они были единственные сотрудники царства Божьего, которые были ему отрадою. Неужели он не радуется, не смотря на то, сколько он пишет, как он радуется за галат, за лаодикийцев, за тех, за других? И вдруг выясняется, что кому он рад – это только двум из обрезанных сотрудников для царствия Божьего. Имеется в виду некоторая проблема пунктуации и скорее всего, имеется в виду «единственные из обрезанных, которые были ему отрадою», то есть римская еврейская община сильно противостоит Павлу и он не находит там радости ни в ком. Люди, которых он считал братьями, среди которых он вырос, на традиции которых он воспитывался, они ополчились на него и противостоят его проповеди, противостоят всем его взглядам и только Аристарх, Иешуа, Иуст – они являются ему отрадою. Павел здесь не выделяет обрезанных из язычников, и это нужно помнить и понимать.
Дальше Павел пишет: «Приветствует вас Епафрас ваш». В оригинале «из ваших», то есть рядом с Павлом находится некто из Колосс, с той области и Павел говорит, что он «вас приветствует». «Всегда борющийся за вас в молитвах, чтобы были совершенны и исполнялись уверенностью во всякой воле Бога». То есть, чтобы вы крепко стояли, «были совершенны» — были всегда наполнены, и всегда были уверены в воле Божьей, всегда были уверены в том, что Божий план осуществляется. Нужно еще раз отметить, это, наверное, еще один повод сказать здесь об этом, что Павел видит в молитве борьбу, Павел видит в молитве определенную духовную борьбу. То есть, Павел видимо выделяет какие-то силы, которые противостоят евангелизации и в буквальном смысле призывает Всевышнего заступиться, призывает Всевышнего помочь в преодолении этих сил. И видя внутреннюю борьбу, которая происходит в колоссянах, которая происходит, собственно, в каждом из нас, Павел, когда молится за нас, он чувствует нашу борьбу, наше противостояние. Соответственно, он как бы в своей молитве соучаствует в нашем противостоянии, в нашей борьбе и в данном случае, он так и научил Епафраса, который тоже борется в молитвах, а не просто молится и здесь время подумать нам о наших молитвах, насколько наши молитвы тоже могут быть борьбой.
Павел говорит в 13 стихе: «Свидетельствую о нем (о Епафрасе), что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе». Видимо есть переживание или Павел чувствует, что может быть переживание из-за того, что типа «Епафрас уехал в Москву и нас, местных, забыл, прижился в столице». Павел говорит: «Он за вас непрестанно молится, борется и постоянно за вас переживает».
В 14 стихе мы встречаем уже второго евангелиста в нашей главе, первый был Марк: «Вас приветствует Лукас врач и Димас». Павел просит передавать привет в 15 стихе: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, Нимфана и домашнюю церковь его». Опять-таки, здесь есть определенная сложность с переводом, потому что в оригинале стоит «Нимфа и ее домашняя церковь», то есть некая женщина Нимфа, судя по имени Нимфа – она из язычников и у нее есть домашняя церковь, именно эту церковь Павел просит приветствовать. Видимо, это было большой сложностью для тех, кто составлял синодальный перевод, поэтому здесь появился Нимфан. Нет, на самом деле в оригинале Нимфа, церковь, она «ее», а не «его», Нимфа и ее домашняя церковь – это те, кого Павел просит приветствовать.
Дальше идут технические распоряжения, 16 стих: «Когда это послание будет прочитано у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в лаодикийской церкви, а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». То есть, Павел видит общность проблем и призывает, так скажем, к «обмену литературой» между двумя церквями. Здесь есть явный намек, даже не намек, а явное указание на существование «Послания к лаодикийцам», которое до нас не дошло. У нас нет в руках этого послания, это потерянное послание Павла и это породило несколько апокрифических посланий, которые выдаются за послания Павла, но они таковыми не являются. Это апокрифы и нельзя быть уверенными, что их Павел написал, тем не менее, мы можем сказать точно, что «Послание к лаодикийцам» было.
Еще один представитель близкий к Филимону, уже на этот раз из необрезанных – это Архип. В 17 стихе Павел пишет: «Скажите Архипу, смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе». По сути, что здесь удивительного? Почему бы Павлу не написать: «Дорогой Архип (или там уважаемый Архип), смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе»? Почему Павел не пишет конкретно ему? Я думаю, что могут быть тому две причины. Первая причина – записанное слово, если бы Павел написал самому Архипу, то это было бы каким-то обличением, которое можно было понять: раз уж Павел так пишет, то видимо у Архипа чего-то там не так. Если же он передает это через тех, кто присутствует в общине, а Архип живет при колоссянской общине, видимо Архип один из настоятелей общины колоссян, то если он просит передать через паству, через читателей послания, то видимо речь идет просто о том, чтобы Архипу сказали: «Так держать! Смотри, стой, в чем ты находишься, не падай из того, где ты находишься». И второй вариант, о которых мы говорили: Павел понимает, что Архип на тот момент, когда в Колоссах получат послание, не будет находиться в Колоссах, возможно, послание прочитают и передадут в Лаодикию, а после этого вернется откуда-то Архип и спросит: «Ничего Павел мне не передавал?» и ему скажут – вот что Павел тебе передал, то есть последнее наставление для того, кто в общине не находится и это собственно наиболее вероятный вариант.
И в 18 стихе Павел, собственно, заканчивает послание, а мы, соответственно, заканчиваем его изучение: «Приветствую моей рукою, Павловою». Вариант того, что весь текст писал кто-то другой под диктовку Павла, а Павел подписывает приветствие «моей рукою». По некоторым косвенным сведениям мы можем увидеть: Павел пишет галатам: «смотрите, какими большими буквами я вам написал» и много раз повторяет историю с болезнью глаз, что возможно из-за глазной болезни, Павел не может писать постоянно и просит кого-то записывать за ним послание, но в данном случае по традиции приветствие или подпись Павел ставит своей рукой. Поэтому он и пишет: «Приветствую моей рукою, рукою Павла и помните о моих узах. Благодать со всеми вами (будет с вами милость Всевышнего)», то есть Павел подтверждает своим приветствием, ставит подпись, что это он автор послания, подписывается своей рукой, просит молиться о том, чтобы ему было облегчение в узах и освобождение. Заканчивает послание фразой «благодать со всеми вами», тоже традиционное для Павла окончание послания.
Мы уже говорили, повторим здесь еще раз, что данное послание Павла направлено в город Колоссы, в котором возникают всевозможные ереси, подстрекающие против Христа, желающие что-то дополнить к универсальности Христа, провозглашающие всякие учения по виду «Машиах плюс» и так далее, призывающие обращаться к каким-то другим эзотерическим тайным учениям. Может быть, позже из этих учений выйдет гностицизм и прочий христианский и псевдохристианский мистицизм. И Павел говорит: вне познания Христа ничего не нужно, познание Христа достаточно для того, чтобы целостно знать о Всевышнем. Через Христа Всевышний раскрылся во всей Своей полноте, не надо дополнительно искать где-то, что-то на стороне и в этом, собственно, суть послания Павла в Колоссы. Павел раскрывает сущность Христа, космически раскрывает, что такое Машиах, для чего Машиах, почему Машиах нужен и что это значит – это квинтэссенция послания Павла к колоссянам, изучение которого мы и закончили.
Пусть Господь благословит всех тех, кто изучает Писание по всему миру, всех тех, кто слушает, вникает в смысл, постигает Тору и Писания! Благословенный Бог благословен вовеки!