С чего начать уверовавшему язычнику?Деяния 15.

Шалом дорогие друзья!

Темой нашего сегодняшнего разговора станет тема довольно злободневная, потому что как ни какая другая касается практики жизни уверовавшего из язычников. Мы будем говорить о 15 главе книги Деяний. Точнее о споре, который произошел, об их решении, о том, что это решение значит и что из этого решения может для нас следовать и следовать для уверовавших из язычников.

Итак, в Иерусалим прибыли апостолы из Малой Азии, которые, как говорит 4 стих 15 главы, возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как открыл дверь для веры язычникам. Возникла ситуация, которая в еврейской истории до этого момента не существовала: Бог дал возможность язычникам прийти к вере, познать Всевышнего и дал им Духа Святого, сломалась перегородка, разделяющая Израиль  народы, устранилась нечистота, которая мешала язычникам приходить к Торе, приходить ко Всевышнему. И разумеется у апостолов возник вопрос: какого должно быть поведение у новообращенного из язычников, какого должно быть его отношение к Торе, к тем заповедям, которые до той поры соблюдались только израильтянами? И первый раз мы видим в 5 стихе:

восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

 

Фарисейской ереси — Слово «ересь» не означает, как в современном языке, а означает направление веры, можно сказать фарисейской деноминации.

Итак, ребята из фарисейской деноминации встали и говорят, что ученики, которые приходят крестить язычников, должны обрезывать их и заповедывать им соблюдать Закон Моисеев. И прежде всего говорят об обязанности учеников наложить на язычников какие-то обязанности. И старейшины и апостолы Иерусалима собрались для этого дела, можно сказать первый Церковный Собор. Долго они обсуждали и, послушав это, Петр всал и сказал, что он был первым, кто пошел к язычникам (мы помним историю про Корнилия), и говорит:

вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

 

Сейчас Петр говорит об очищении, и отсылает нас к такому историческому факту: во время грехопадения Адама все человечество стало нечистым. Затем, при стоянии у Синая, когда народ решил «наасэ венишма!» (сделаем и услышим!), когда народ Израиля уверовал во Всевышнего, принял его иго на себя — произошло очищение народа и в этом возникло различие между народом Израиля и другими народами, возникла чистая община. И, разумеется, эта чистая община, для сохранения чистоты, должна была строить многочисленные ограды, чтобы не общаться с язычниками вокруг. Это похоже, как если в детстве вы выходили в белом костюмчике, девочки в белом платьице, куда-то играть, было столько ограничений, для того, чтобы белизну одежды сохранить: нельзя прикасаться к тому, нельзя трогать се, нельзя в песочнице играть и по лесу бегать не хорошо, потому что белая одежда запачкается. Точно так же и евреи помещенные чистым народом среди нечистых, естественно получили массу ограничений на общение с этими нечистыми народами. Мы помним и знаем, что стоило Петру начать общение с язычниками, о чем он и свидетельствует. Вот Петр на своем опыте говорит, что Господь верую очистил сердца их (язычников), как и очистил народ Израиля.

Дальше о чем самом говорит Петр, что действие, которое произошло среди язычников, это действие Всевышнего и действие, которое очистило народ Израиля, это тоже действие Всевышнего. И дальше в 10 стихе задает вопрос:

Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

 

О чем идет речь? О Законе ли здесь идет речь? Разве Петр говорил, что мы не можем понести иго Закона? Петр, который отвечал Всевышнему: «Я не ел ничего нечистого»! Петр говорит о том, что мы не могли заставить, заповедовать язычникам соблюдать Тору, мы не смогли их очистить от их нечистоты, это сделал Всевышний, не налагайте эту работу на выю учеников.

мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

 

После этого были еще свидетельства Варравы и Павла, и Иаков склонился к решению, мы читаем с 13 стиха:

послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его.

 

Опять же Иаков продолжает говорить о том, что Всевышний совершает определенное действие в язычниках, как Он совершил его в свое время среди Израиля.

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

 

О чем тут речь и почему тут возникли эти заповеди? В современном мессианском движении, очень многие комментаторы, и это очень похвально, пытаются, читая Новый Завет, находить параллели в раввинистической литературе. Поэтому в этом месте многие учителя из мессианских попытались найти, так называемые «7 заповедей Ноя». Дескать, существует в устной традиции такое учение о семи заповедях, которые каждый человек, нееврей, обязан соблюдать, для того, чтобы наследовать жизнь вечную, и здесь, дескать, содержится намек на эти заповеди.

Но я могу сказать, что история с семью заповедями была не известна во времена апостолов. У нас нет никаких документальных свидетельств о том, что эти заповеди в то время, хоть как-то упоминаются. Кроме того, когда эти заповеди существовали, преобладало мнение, что эти заповеди и не заповеди вовсе, но мудрецы видели в разных народах семь положительных качеств, которые, как они считали, являются соблюдением воли Творца. Мы сегодня можем сказать, что какое-то государство является свободным и демократическим, если в нем раз в три или четыре года проходят выборы, если в нем есть свобода слова, если в нем соблюдаются права человека. Точно так же мудрецы считали прогрессивным и продвинутым народом, если в этом народе есть соблюдение этих семи заповедей. Таким образом, это заповедь народам, обществу, а не заповедь людям. И разумеется, это всего лишь устная традиция, не имеющая отношение к практическим заповедям.

Сегодня эти заповеди снова вытащены наружу и восстанавливается в пику христианству среди язычников, так называемое движение «Бней Ноах». Законы для этого движения еврейские раввины придумывают и выводят из этих вот семи заповедей, сегодня их уже более 150. Есть общины, которые пытаются жить по этим законам движения «Бней Ноах». Но я могу сказать, что для меня, в моих глазах движение «Бней Ноах» — это опасный и тяжелый эксперимент над людьми в духовной сфере за который в последствии многие дадут ответ. Это попытка экспериментов над человеком в его духовном поиске, попытка взять власть, которая получена этими учителями обманным путем и ведут они своих учеников по пути обмана. Это современный подход и благодаря этому новому движению получило толкование 15 главы Деяний, как некоей ссылки на семь заповедей Бней Ноах. Могу сказать, что в то время не существовало семь заповедей Бней Ноах, не существовало практического применения этих семи заповедей, это все схоластическое законотворчество раввинов 3-4 вв, которое в течении полутора тысяч лет было забыто, и опять таки в конце 19 в. снова начало выплывать. В конце 20 в. стало выплывать шире и сегодня мы имеем даже такое движение. Но еще раз хочу повторить, что нигде в 15 главе Деяний, нигде в Новом завете нет ссылки на семь заповедей сынов Ноевых. Это мифология.

А что же все таки есть в 15 главе? Что значят эти заповеди, которые Иаков предлагает язычникам. И что, вообще, значит наложение бремени? О чем идет речь? Итак: осквернение идолами (иврит авода зара) — идолопоклонство, блуд (иврит диврей райот), идавленина (иврит невила) и кровь, не в смысле употребление крови в пищу, а шлехут дамим — пролитие крови. Эти четыре заповеди, которые в иудаизме входили в отдельную группу заповедей, которые запрещено преступать даже под страхом смерти. То есть человек, если у него заболел ребенок или даже он сильно порезал палец, он может в субботу сделать какую-то работу, чтобы спасти себя или сына такой может нарушить субботу. Если человеку говорят: «Скушай котлетки из сома (не кошерной рыбы) или мы тебя убьем!» — спокойно можно скушать котлетки из сома, потому что Тора нам дана для того чтобы жить, а не для того, чтобы умирать. Кроме описанных случаев: поклонение другому богу, невозможность войти к чужой жене даже под страхом смерти, невозможно убить другого, и удавленина. Удавленина сегодня не в иудаизме не находится в этом списке. В те времена из-за войны Маккавеев, когда народ жил в подполье и чистая еда была предметом, которую можно было получить при очень тяжелых условиях, действительно, для того чтобы оставаться евреем, было принято постановление, что и ради удавленины нужно было пожертвовать своей жизнью и не есть ее. То есть Иаков призывает написать народам эти четыре заповеди, заповеди, ради исполнения которых можно пожертвовать жизнью.

Что это вообще за список и почему он был нужен? Давайте, сделаем еще одно небольшое историческое отступление по вопросу гийура, который, как ни крути, напоминал процесс крещения. Когда гера, прозелита погружали в воду мудрецы подходили и зачитывали ему заповеди. Обычно говорили о второй десятине, о крае поля, который нужно оставлять для нищих т. е. говорили о том, что на их взгляд было особенно тяжело для язычника — размыть границу между его частной собственностью и общественной, таким образом подготовливая его к вступлению в общину, которая состоит из людей каждый из которых — человек-община, где частных границ очень мало, а общественная сила очень велика. Т.е. человеку говорили, что ему предстоит делиться имуществом и делиться с бедными, незнакомыми и по части, во многом, придется слить свое имущество с имуществом других людей. Это говорили прозелиту, потому что мудрецы считали важным именно это сказать ему. То, что во время «крещения» ему читались эти заповеди, не означает, что этот прозелит принимает на себя только эти заповеди. Нет! Постепенно, по мере учения и продвижения, он принимал на себя всю Тору.

То же самое происходит и здесь. Для начала язычникам говорят, скажем, самые простые заповеди. Это не то, чтобы эти заповеди требуют человеческой ломки, преодоления себя, большинство современных людей так и живет, оставим в стороне, скажем, удавленину. Ожидалось от прозелита, что язычники пойдут дальше, потому что:

закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

 

Т.е. Закон читается каждую субботу. Ученики, которые пришли крестить учат и напоминают эти четыре грани, которые нельзя приступать под страхом смерти. Дальше человек начинает учиться. Так апостолы рассудили всей церковью и мы видим, что они составили такое письмо в расчете на то, что находясь в еврейской среде, ученики начнут изучать Тору и через изучение Торы для них будут открываться заповеди. Эти четыре — это не ограничение.

Вот сегодня человек из язычников, который приходит к вере, может попасть в церковь, где эти четыре заповеди совсем не актуальные: «Хотите кушать гематоген? Кушайте! Хотите кушать кровянку? Кушайте! Свинину?» Мы говорим, запрещает ли нам Новый Завет свинину? Возьмите, и попробуйте забить свинину так, чтобы она не была удавлениной. Само по себе расположение ее артерий не позволяет это сделать. Даже если вы отвергаете все, что я сейчас говорю и говорите, что мы идет по «соло скриптура», видим, что Иисус отменил закон, все равно получается, что эти четыре заповеди вы не соблюдаете. Большинство из мяса, которые продается на ваших рынках, это удавленина. Даже если ресь идет о чистом мясе, таком, как говядина и курятина. Курицу начинают разделывать еще когда она жива. Вы все это кушаете. Поэтому даже те люди, которые отрицают соблюдения заповедей, по их вере, все равно, постоянно совершают грех, когда едят.

Но вот эта отмена заповедей, она сама по себе — ложная концепция. Точно так же ложная концепция, которая говорит, что здесь есть упоминание о семи заповедях Бней Ноах. Здесь есть упоминание о том, что нужно учиться. Наверное у тех, кто хоть немного изучал еврейскую традицию знает историю о прозелите, который пришел к Шаммаю и сказал: «Научи меня всей Торе пока я буду стоять на одной ноге». Шаммай достал большую строительную линейку и прогнал этого прозелита в шею. Но неунывающий прозелит пришел к Гилелю, второму великому учителю своего времени, Гилель сказал ему: «Вся суть Торы — не делай другому того, что не хочешь чтобы делали тебе». На любят заканчивать цитату, а цитата заканчивается словами: «…остальное комментарий. Иди, учи!». И апостолы говорят здесь тоже самое: эти четыре заповеди ради не преступления которых можно умереть, а остальное комментарий, каждую субботу в синагоге, иди и учи.

Сегодня, спустя две тысячи лет, мы видим еще одну опасность — соблюдать еврейскую традицию. Если вы спросите меня, соблюдать ли еврейскую традицию? Я отвечу: «Нет!». Категорически, нет! Национальную традицию соблюдать не нужно. Не нужно бегать с еврейским флагом. Не нужно повторять еврейскую кухню. И даже петь на идише и иврите совсем не обязательно. Хотя это здорово и красиво. Тора — это заповеди Господни, и то, что требуется соблюдать новообращенному язычнику, это соблюдение тех заповедей Господних, которые имеют к нему отношение. Он никогда не будет первосвященником и не войдет в Святая Святых, даже если Храм будет восстановлен. Но ту часть Закона, которая относится к нему, он должен будет соблюдать. Опять повторю, и это очень важно, чтобы это соблюдение пришло от изучения Торы, от внутреннего понимания и через внутреннее откровение, не через подражание.

Уважаемые ребята из ХаБаДа делают то, что у них называется «боевые операции». В Суккот они берут четыре вида растений, которыми нужно потрясать и ездят по Бронксу, еврейским кварталам и ловят человека, который похож на еврея, хватают его и говорят: «Вот, на, потряси этим!», затем показывают книжку: «Прочитай это!», и уезжают. И часто человек оказывается совсем не понимающим, что это такое произошло. Это очень похоже на язычника, который начинает подражать евреям и соблюдать не Господний Закон, а еврейский закон. И подражая евреям выглядит совершенно непонятно, как клоун, который заполняет промежуток между номерами, то силачам, которые рвут цепи, то акробатам, которые прыгают по канатам, вот так у него по клоунски все получается.

Изучайте Тору, познавайте Закон через Тору. И пусть еврейские источники, которые благи и бесконечно полезные, будут для вас ориентиром и поддержкой. Обращайтесь за помощью и с вопросами к раввинам, в том числе и к ортодоксальным, принимайте их ответы. Но живите по Божьим заповедям, не повторяйте еврейскую традицию. Если вы собираетесь проводить Пасхальный Седер, помните, что Пасхальная Агада это только методичка написанная для евреев. Если вы попытаетесь скрупулезно соблюдать это, когда открыть мацу, когда закрыть мацу, когда то, когда се, вы потеряете подлинный смысл праздника за всеми этими мелочами. Живите Господним! Пусть ваша жизнь наполняется Божьим, а не еврейским. И в том значении, разумеется, когда еврейское несет в себе Божье, оно полезно и его надо принимать с благословением.

Таким образом для язычника, который обратился ко Всевышнему и принял следование за Всевышним на себя, первым делом, первой заповедью становится изучение Торы. Надо начинать с учебы, надо чтобы в нем открывались эти самые заповеди. В этом различие между Израилем и язычниками. Если Израиль по рождению обязан соблюдать и эта обязанность его двигает, то язычник, новообращенный верующий, попадает в ситуацию, когда Тора пишется на его сердце и из него, внутренне живущий в нем Машиах, должен побуждать его к соблюдению заповедей, к расширенному и углубленному пониманию соблюдения той части Торы, которая относится к язычнику. И двигаясь так, не попадет в засаду того, что окажется евреем в Эстонии, Латвии, во Франции, или Италии. Вне общины и по сути вне еврейства, потому что натурального еврейства не получается.

Именно с последовательного, качественного, вдумчивого изучения Торы должен начинаться путь язычника. А это изучение, как говорит Павел «не слушатели Закона, но соблюдающие Закон», это изучение для того, чтобы самому свидетельствовать о Законе соблюдением Закона во всех тех вопросах, которые его касаются, так, чтобы у него из утробы полилась вода живая. И без этого свидетельства, когда из тебя исходит Тора, когда ты живешь соблюдая Закон, в той части которая к тебе относится, без этого нет плодов веры, вера без этого мертва. А все остальное, можно сколько угодно приводить примеров, заниматься эквилибристикой, приводя цитаты из Нового Завета, все остальное все равно обман. Четыре заповеди, которые получили от апостолов, плюс «не делай то, чего не хочешь чтобы делали тебе» и дальше комментарии… иди и учи комментарии, наполняй свою жизнь, живи по Торе. Чем больше в твоей жизни будет Торы, тем больше в твоем сердце будет Божественного, тем ближе ты будешь ко Всевышнему на этом пути. Потому что Тора — это вечный завет, она никуда не ушла, она — не надейтесь — никуда не уйдет, и только соблюдение заповедей может дать истинные плоды веры. Это, разумеется, должно сопровождаться тем, что мы должны беречь себя от превозношения, от того, чтобы переставать любить тех, кто не живет так как мы, не верующих людей, грешников и т. д. это большая опасность на пути, сказать себе: «Я соблюдающий, поэтому я самый лучший и самый крутой и т.д.». Соблюдение Торы часто приводит к увлечению какими-то мелочами, когда мы отцеживаем комарика, но верблюда проглатываем. Это большая опасность не только та, о которой предупреждали фарисеев, но и опасность о которой надо предупредить всякого верующего. Нужно помнить, что вместе с тем, что мы пытаемся соблюдать кошрут, и шаббат, первой заповедью все таки является «вэаhавта рээха камоха» (возлюби ближнего как самого себя). Хранить это нужно в семье, хранить любовь, единство, вместе с тем, что мы стремимся к соблюдению заповедей, хранить в обществе, будучи свидетельством того, что мы имеем любовь. Никакое соблюдение заповедей не освобождает нас от необходимости любить ближних, самая сложная часть, наверно, во всем Писании.

Да не будут для нас заповеди «любить ближнего», «уважай родителей» и т. д. — да не будут они для нас теоретическими из-за того, что мы увлеклись субботой, кошрутом или другими какими-то заповедями, требующими сложной детализации. Об этом нужно помнить. «Соблюдая сие будем здравы!» — как говорят апостолы.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *