Эстер, Шауль и Давид. Стенограмма беседы. Часть 3

Мы с вами сегодня продолжим изучение свитка Эстер, продолжим сравнивать Эстер и Шауля и более глобально попытаемся на это посмотреть. Прошлую нашу беседу мы закончили на той сцене, на которой закончил Шауль. Появился Мордехай во вретище. Мы знаем из свитка, говорили уже о том, что Эстер пытается «замять дело», пытается послать Мордехаю одежду, а Мордехай настаивает, чтобы Эстер пошла к царю, и Эстер надевает царские одежды. Аман продолжает свои планы.

И в одну прекрасную ночь Ахашверошу не спится, и он решает от скуки послушать «аудиокнигу» по истории Персии. Аудиозаписей тогда у него не было, и он для этой цели пригласил к себе чтецов. Мы говорили в другой беседе, что царь Артаксекс, Ахашверош скорее всего читать не умеет, поэтому вот «аудиокниги» — это его участь. Из этой книги он узнает о том, что в свое время Мордехай очень отличился: помог раскрыть заговор и остался без воздаяния. Ахашверошу скучно, политика его любимое дело, тем более награждать, и Ахашверош решает Мордехая наградить. Мы знаем, опять-таки в другой беседе об этом говорили, о характере Ахашвероша. Характер Ахашвероша очень нерешительный, сомневающийся, и он ничего не решает сам, действует по чьим-то советам. Вот в данном случае Ахашверош спрашивает, кто у него на дворе. А на дворе оказывается Аман, который пришел туда совсем по другому вопросу, но попался Ахашверошу «под руку». И Ахашверош спрашивает: «что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестию?» (Есфирь 6:6) И Аман отвечает царю, думая, что он говорит про себя, думая, что именно его царь и хочет отличить почестию. И Аман говорит так: «тому человеку, которого царь хочет отличить почестию, пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь, и приведут коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его, и пусть подадут одеяние и коня в руки одному из первых князей царских, — и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью и выведут его на коне на городскую площадь, и провозласят пред ним: «так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестию!» (Есфирь 7-9)

И тут такой сюрприз для Амана — резкий поворот в отношениях Беньямина и Амалека, Израиля и Амалека. «И сказал царь Аману: тотчас же возьми одеяние и коня, как ты сказал, и сделай это Мардохею Иудеянину, сидящему у царских ворот; ничего не упусти из всего, что ты говорил.» (Есфирь 6:10) Делать Аману нечего, «взял Аман одеяние и коня, и облек Мардохея, и вывел его на коне на городскую площадь, и провозгласил пред ним: «так делается человеку, которого царь хочет отличить почестию!» (Есфирь 6:11)

Приостановимся немножко здесь. Мы помним, что прошлая история закончилась тем, что юноша амалекитянин принес Давиду одежду Шауля, то есть, Шауль оставил свою одежду символически в руках амалекитян. Теперь мы видим исправление этого: потомок амалекитян возвращает одежду потомку Вениамина и не только потомку Вениамина, как мы позже выясним.

И апогей истории с одеждой, исправления с одеждой мы читаем в книге Эстер: «И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. И город Сузы возвеселился и возрадовался.» (Есфирь 8:15) Большая радость города Шушан потому, что Шушан, видимо, город, как любая столица, с большим еврейским населением и, естественно, еврейское население возрадовалось тому, что Мордехай в царской одежде, но символически это закрывает тот самый круг, который начался еще со времен Иуды и Иосифа с одной стороны, с другой стороны –Амалека и Израиля, и Агага  и Шауля тоже. Так в свитке Эстер происходит исправление рода Беньямина, избавление от молчания и залечивание, можно так сказать, той родовой раны, которую род Беньямина на себе носил от этих «малых подарков» Рахель. Эстер появилась на какое-то время, чтобы исправить проблему рода, залечить рану рода, смыть позор рода и прекратить цепочку молчания — это свойство Беньямина, то есть праматери Рахели, о которой мы говорили, что он «ктана» — она мала и подарки ее на короткое время.

В отличие от Давида царство Шауля было на короткое время. Мы говорили, что Шауль промелькнул на небосводе истории и исчез. Так ли это в отношении Эстер или мы можем увидеть у нее какие-то другие качества, которых нет у Шауля и которые есть у Давида?

Начнем с самого начала появления Давида на исторической сцене и вернемся к 1 книге Царств, 15 главе. Мы помним про историю с разорванным плащем и мы читаем в 28 стихе: «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя». Царство забирается у Шауля и отдается кому-то, кто лучше него. Этот «лучше него», разумеется, Давид.

И в свитке Эстер мы читаем очень похожую историю в 1 главе 19 стихе. Мы уже говорили, что царь не любит сам что-то решать — ему советуют. И его советник говорит так: «Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление, и впишется в законы Персидские и Мидийские, и не отменяется, о том, что (Ваштинь или) Астинь не будет входить пред лице царя (Ахашвероша ) Артаксекса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее». Итак и Давид и Эстер вводятся в историю как кто-то другой «лучше тебя», «лучше ее». Давид лучше Шауля, Эстер, соответственно, лучше Ваштинь.

По какой причине появляется в царском доме Давид? Мы знаем, что впервые Давид появляется в доме Шауля, когда Шауль страдает от злого духа, и его советники вокруг говорят: «Нет ничего лучше классической музыки от злого духа. Давай позовем человека, который талантливый профессиональный музыкант. Он будет тебе играть и это будет действовать на тебя успокаивающе».

Как появляется в доме Ахашвероша, Артаксекса Эстер? Ахашверош заскучал без компании, стал вспоминать царицу Ваштинь, не такой уж плохой она была в его глазах. Видимо, Ахашверошу понадобился близкий друг, и тоже объявили «Т…шоу», объявили конкурс на самую красивую деву, чтобы она пришла к царю. Итак в беде как «поднятие настроения» царю Шаулю посылается Давид, а царю Ахашверошу — потенциальная царица Эстер.

Мы знаем, что Давид очень понравился Шаулю. Сердце Шауля сначала привязалось к Давиду. Вобще, все любят Давида. Написано, Михаль, дочь Шауля, полюбила Давида, и весь народ полибил Давида и про Ионатана написано, что он полюбил Давида.

Что написано про Эстер? Эстер нашла милость в глазах Ахашвероша, те, кто ее видел, любил ее. Два человека с одинаковой харизмой, с одинаковым даром быть любимыми людьми. Трудно сказать, кого любил Давид, еще труднее сказать, кого любила Эстер, а их любили все. Это такой особый дар, который есть у не многих людей.

И Давид и Эстер являются чужаками в царском доме, они не царского происхождения. Давид попал в дом Шауля, и после этого начинаются долгие кровавые «разборки». Потому что весь род Шауля практически разрушается с появлением Давида. Царица Эстер тоже разрушает все устройство в царском доме у Ахашвероша. И в этом очень много схожего, в самой роли царицы Эстер и Давида.

Есть еще одна важная деталь, которая намного дальше, чем Давид и Шауль. Это давняя история связанна с книгой Берейшит (Бытие). В книге Берейшит мы читаем разговор Иуды с Иосифом (когда Иуда считает Иосифа, по сути, египетским лидером, представителем египетского руководства), и Иуда «встает грудью» на защиту своего брата Беньямина. Читаем Берейшит 44 глава 34 стих, где Иуда говорит: «…как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего». Иуда готов на самопожертвование для спасения Беньямина. Беньямина почему-то все время называют отроком, когда ему, скорее всего, в это время уже за 30 лет. Он жил еще до того, как Иосиф попал в плен. Иосиф уже успел в тюрьме отсидеть, и годы голодные уже начались, так что Беньямин явно не маленький мальчик, но в этом и нет буквального значения, потому что мы помним, что Рахель — она мала – и все ее родовое наследие связано с этим понятием «малый».

Что же говорит Эстер? В 8 главе книги Эстер в 6 стихе Эстер говорит похожую фразу Ахашверошу: «Ибо, как я могу видеть бедствие, которое постигнет народ мой, и как я могу видеть погибель родных моих?»

Теперь уже чисто исторически можно сказать: «мера за меру, услуга за услугу, вы за нас заступились — мы заступились за вас», но в этом есть что-то намного более глубокое. Здесь Эстер снова проявляет себя: нечто схожее с Давидом. Она говорит: «Я уже не маленький Беньямин. Я уже не мала. Я уже не в малости своей. Я сама могу спасти Иуду, я могу заступиться».

Два колена Израиля находятся в вавилонском изгнании, в данном случае в Персии. Персию мы считаем Вавилоном, потому что мы говорим о вавилонском изгнании, и два колена находятся в этом изгнании: Иуда и Беньямин. И на этот раз Беньямин проявляет свойства Давида и спасает Иуду.

Попытки соединить Давида и Шауля, Беньямина и Иуду были и раньше. Мы знаем, что Давид был женат на Михаль. Это был брак по любви, потому что мы уже говорили, написано: Михаль возлюбила Давида. Казалось, вот родится ребенок, и эти два колена, враждующие еще, можно сказать, с времен на уровне матерей (между Рахелью и Леей), перенеслось на Иуду – Беньямина, перенеслось на Иуду – Иосифа, соединятся. Наконец-то у них будет общий ребенок и будет большое благословение всему еврейскому народу через это соединение. Но что мы видим? Когда Давид танцует перед ковчегом, прославляет Всевышнего, на него из окна смотрит Михаль, и как написано: Михаль, дочь Саула над ним смеялась. (см. 2 Царств 6:16) Она насмехалась над ним, и произошло какое-то «разъединение» между ними. Михаль — жена Давида проявляет качества Михаль – дочери Шауля, склоняется на сторону Шауля, она не готова принять «давидово», она остается «сауловой». (Это, кстати, причина бесплодия у многих пар в реалии, когда в духовном плане жена или муж больше как представители мамы или папы в семье. Больше как бы привносят родителей в семью, чем охраняют свою семью для самих себя, для двух людей, которые соединились. Семья не присоединяется к какому-то роду, это два рода соединяются вместе. И как только человек говорит: я — сын таких-то родителей или я – дочь таких-то родителей возникает «не контакт» между двумя и в результате бесплодие.) И Михаль не имеет детей от Давида. Этот брак не оказывается перспективным, потому что свойство, которое проявляет Михаль – это Михаль бат Шауль, Михаль — дочь Саула. (Не стоит меня понимать, что я говорю о том, что надо отказываться от родителей или, Боже упаси, брак означает разрыв с родителями. Брак – это соединение двух людей, которые вместе – одна плоть, как одна плоть они должны уважать родителей обоих.)

И Эстер первый библейский герой, который соединяет в себе качество Иуды, качество Давида, качество Леи и качество Шауля, качество Беньямина, качество Рахели – две праматери в лице Эстер сливаются в одну, и качество у них общее.

Посмотрим на этот вопрос с точки зрения мидраша. Мидраш говорит о стихе, представляющем Мордехая. Мы помним, что о Мордехае написано, что Мордехай иудей, и Мордехай потомок Вениамина.(см. Есфирь 2:5) И Талмуд спрашивает: можно же было написать что-то одно, либо он иудей, потомок Иуды, либо он потомок Вениамина? Понятно, что с исторической точки зрения написано ясно. В то время в вавилонском рассеянии, так как колено Вениаминово было мало, то шли по большинству, и потомков евреев просто называли иудеями, и это стало общим названием. Но Талмуд пытается найти более глубокий смысл и поэтому говорит Мордехай иудей, Мордехай  иш йемини  т.е Мордехай Вениаминов, Мордехай иудей. Почему не написать Мордехай иудей или Мордехай Вениаминов? Потому что отец его был из рода Вениаминова, а мать из колена Иуды, то есть даже, можно так сказать, на генетическом уровне по Талмуду Эстер соединила в себе два царства: царство Ефраима, царство Беньямина, царство Рахели и царство Давида, царство Иуды, царство Леи – в ней все соединено. Мы должны обратить внимание и на тот факт, почему Рахель похоронена у дороги? Рахель связана с изгнанием. Потому что именно потомки Рахели действовали во многом за пределами Святой земли: и Эстер и Иосиф – царствование их было за пределами Святой земли. Шауль – он на время промелькнул в Святой земле. Но в основном проявление Рахели – это проявлени внешнее. Проявление Леи – это проявление внутреннее: царство Иуды — это царство в Святой земле. Но в глубокой своей перспективе свиток говорит не об этом.

Первый совет Эстер, который она дает Мордехаю ради спасения: «Собери всех иудеев!». Мы помним, что Мордехай воспитатель, а Эстер воспитанница. Но в данном случае свиток говорит, что сделал Мордехай, как приказала ему Эстер. Собирая в себе Вениамина и Иуду, Давида и Шауля, Эстер собирает в себе весь народ Израиля. Можно сказать, мегилат Эстер говорит: «Прекратите эти разборки. Прекратите родовые распри, междуусобицы в народе Израиля. Станем, наконец, одним народом ради спасения. Да будем мы едины!» Это вообщем-то суть свитка – объединение.

Отсюда и переодевание, не только переодевания, о которых мы говорили в наших беседах. Мы говорим о переодевании в другого: как царь может переодеться в нищего, нищий в царя. Можно переодеться совсем в другого и сделать объединенный пир, когда народ обменивается подарками и весь народ словно бы образует один общий стол, все это вместе объединение народа.

Свиток в глобальной перспективе говорит не только об исправлении Беньямина, но и об исправлении разделения на народы. Объединение Рахель и Леи – в одно, Беньямина и Иуды – в одно и всех, весь народ Ираиля – в одно, а дальше все человечество – в один большой Божий народ, внутри которого как часть – народ Израиля.

То есть свиток Эстер – это свиток исправления всего того, что нас разъединяет, разъединяет нас с Богом, разъединяет нас между собой. И когда мы переодеваемся, то этим мы показываем, что все эти разделения только внешние. Мы начинали с того что слово «лавуш» означает слово «ло вош» — не стыжусь. Если я переоденусь в моего соседа, это значит, я не стыжусь быть своим соседом – я готов встать на его место.

И в еще более глобальной перспективе, это на время возвращения тех самых одежд света, которые были у человека. Потому что когда мы в этом объединении, в объединении Всевышний соединяет народ Израиля в Тело Сына. В Теле Сына большой Божий народ и он имеет предстояние уже даже в скинии Первосвященника в самых возвышенных небесных священнических одеждах, которых уже невозможно постыдиться. Свиток Эстер говорит и об этом. А мы на этом закончим наше обсуждение.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *