Беседы по Книге Теилим. Глава 12

еред тем, как начать, я бы хотел сказать следующее. Когда кто-то из наших близких попадает в беду, болеет или нуждается в помощи, мы, разумеется, можем молиться о его выздоровлении. И молитва всегда действенна.

Кроме того, мы можем, как говорит наша традиция, сделать учёбу молитвой за выздоровление нашего близкого, чтобы каждое слово, которое мы произносим, изучая Тору или псалом, было молитвой за этого человека. Я говорю об этом потому, что мой хороший друг Ростислав Кухаровский, хороший, добрый человек, попал сейчас в аварию в США. Он поправляется, слава Богу, всё у него будет хорошо. И пусть наша сегодняшняя учёба будет ещё и молитвой за его исцеление. Это то, что любой из вас может делать. Если мы хотим помолиться за кого-то, мы можем и поучиться за кого-то. Господь видит  в этом также молитву.

Итак, начнём двенадцатый псалом.

«Ламнацеах аль hашминит мизмор леДавид».

Мы уже говорили и про слово «ламнацеах», и про слово «мизмор». Здесь уместно сказать ещё несколько слов о слове «шминит». «Шминит» дословно – «восьмая».  Раби Йегуда в трактате Арахин рассказывает интересную историю о том, что в храме играли на семиструнных арфах. Вся наша нотная система состоит из семи нот. Во времена Машиаха музыка настолько изменится, что арфа служения и прославления станет восьмиструнной. И этот псалом исполняется на восьмой струне арфы. На одной этой струне. Удивительная музыка.

«hошиа А-дойной, ки гамар хасид, ки фасу эмуним мибней адам».

«Спаси, Господь, потому что закончились хасиды. (Мы говорили о том, что хасиды — это те, кто принимает и передаёт Божью любовь, те, кто являются проводником Божьей любви в этом мире). Закончились верные из человеков».

Это очень тяжелая и, наверное, многим знакомая ситуация, когда умирает наставник. Отец, мать или учитель, — те, кто наставляли нас в жизни, рассказывали нам о Боге и были связующим звеном между нами и Им. Похожее, наверное, ощущал Шауль, когда Бог не отвечал ему ни во сне, ни каким-либо другим образом, и он настолько опустился, что пошёл к волшебнице. Рассказывают, что, после смерти Моше, Иешуа Бен Нун утром, по привычке, словно забыв о смерти учителя, пришёл в его шатёр, не нашёл там учителя, сел на пол, заплакал и произнёс именно этот стих из псалма. В другом месте говорится, что с тех пор, как умерли первые пророки, пропали «урим ве тумим», а после разрушения храма и пророчество пропало. Часто мы отпадаем и удаляемся от Всевышнего, и наши средства общения с Всевышним теряются. Этот псалом — вопль о восстановлении связи, чтобы Господь сохранил верных, тех , кто может нести Его Слово в этот мир. Итак, верные закончились. А что осталось?

«Шав йидабру иш эт рэеhу, сфат халакот, белэв валэв йидаберу».

«Напрасно говорят они о пустом. Гладкие или скользкие уста. («Проскальзывающие в любую щель», «интригующие», «проникающие в душу»  в плохом смысле слова). В сердце и сердце говорят». Можно понять так: «Нет у человека единства в сердце». Он сам с собой спорит о пустом. У него словно два сердца, которые спорят друг с другом, потому что у него нет наставника, нет связи с Богом и нет одного царя. В таком случае в сердце возникает множество разных царьков, как минимум, два, которые друг с другом ведут спор.

«Яхрет А-дойной коль сифтей халакот, лашон медаберет гдолот».

«Рассечёт Господь эти гладкие, скользкие уста, и язык, который говорит большое».

Что значит «язык, который говорит большое»? Это язык, которым человек тяжело грешит. Грешит потому, что отказался от Всевышнего. Это язык злоречивый и говорящий о собственном возвеличении.

Мы читаем в мидраше о том, что «три преступления названы большими: идолопоклонство, прелюбодеяние и кровопролитие». Об идолопоклонстве сказано: «И возвратился Моше к Господу, и сказал: «О, совершил народ этот грех великий! Они сделали себе бога золотого» (книга Шемот , 32 глава). Моше рассказывает Господу о тельце. Грех идолопоклонства назван великим грехом. О прелюбодеянии Йосеф сказал жене Потифара: «Как же я сделаю такое величайшее зло? Я согрешу перед Всевышним». Прелюбодеяние названо здесь величайшим злом. О кровопролитии говорит Каин в 4 главе книги Берешит: «Грех мой больше, чем можно снести».

Таким образом, идолопоклонство, прелюбодеяние и кровопролитие названы в Писании большими грехами. Но дальше мидраш говорит, что злоречие больше всех этих грехов, вместе взятых.

Рассечёт Господь всех, сеющих устами раздор, всех, говорящих интригующее своими гладкими устами. Почему именно рассечёт? Сейчас узнаем.

«Ашер амру лильшонену нагбир, сфатейну итану, ми адон лану».

Эту фразу можно понять: «Дадим силу нашему языку, уста наши с нами, кто господин нам?»

Рабби Асей, живший в третьем веке, говорит: «Откуда мы знаем, что человек начинает грешить злоречием, пока не сбросит власть Всевышнего?» Откуда мы знаем, что человек не становится злоречивым, пока не забыл Бога? И рабби ссылается на этот стих, говоря, что это из-за того, что написано: «Кто господин нам?». Когда мы даём волю своей речи, своим словам, мы этим говорим, что нет над нами господина, мы сами решаем всё своими устами. И дальше он рассказывает про Мирьям, сестру Моше, которая, заботясь о  жене Моше, пошла и, пытаясь обличить Моше, в некотором роде говорила злоречиво; Господь её поразил проказой. Рабби говорит, что если она, которая ради заповеди хотела это сделать, была наказана, насколько же мы можем быть наказаны за те сплетни, обвинения, ложные наветы и прочее?

Рабби Йонатан Эйбешюц обращает внимание на то, что тут написано «лильшонену». Я сказал, что, на первый взгляд, можно перевести это, как «язык наш возвышен». Но непонятно, почему в еврейском тексте стоят два «ламеда» подряд. «Языку нашему придадим силы».

Когда еврей начинает обычную молитву, он начинает её словами: «Господь, открой уста мои, и уста мои скажут прославление Тебе». Так начинается молитва. Почему молящийся просит открыть ему уста? Мы же сами легко открываем рот. Потому, что, даже оказываясь перед простым земным царём, человек боится заговорить. Тем более страшно находиться в присутствии Царя Небесного. И мы не своею силою открываем рот, Ты открывай у нас уста. Уста нам даны, чтоб прославлять Всевышнего, и речь нам дана, чтобы служить делу Всевышнего, прославляя Его. Но если мы забываем о Боге, наполняем свои слова бранью и сплетнями, слухами и прочими нехорошими вещами, то, когда после мы приходим к Богу, говоря в молитве: «Господь, открой мои уста, помажь мои уста, дай мне силы и мудрость молитвы», — наш язык, образно говоря, раздваивается. Два сердца, о которых говорится в псалме — это то же, что два языка. Мы знаем, у кого язык раздвоен. Один сильный, который говорит всё о земном, другой слабый, просящий открыть уста, но говорит о небесном. Сказано, что Господь рассечёт такие уста.

«Мишод анийим, меэнкат эвьйоним, ата акум йомар А-дойной, ашит бейеша яфиах ло».

«От ограбления бедных и от вопля нищих Я сейчас воздам, возмещу, отомщу, говорит Господь. Я сейчас встану, отойду».

Это можно понять в двух вариантах. Первое — когда человек теряет наставника, теряет страх Всевышнего, опускается до злоречия и дурной свободы в своей речи, свободы от власти Всевышнего, — искажается суд. Возникает притеснение бедных и нищих, у них рождается вопль, и Всевышний говорит: «Я отомщу за их поругание». «Ашит бейеша яфиах ло». «Я дам им избавление».

«Имрот А-дойной амарот теhорот, кесеф царуф баалиль лаарец,мезукак шивъатаим».

«Речения Господа – чистые слова, серебро, расплавленное в излиянии своём на землю».

Слова Господни – не просто слова. Это не просто волны, сотрясающие воздух. Его слова могут приобретать форму. «Баалиль лаарец» можно понять, как «выливающиеся в форму на земле». «Алиль» — это формы, которые выделывали в земле, чтобы залить туда серебро. Расплавленное серебро — это серебро, очищенное от всякого мусора. Дальше написано: «мезукак шивъатаим» («семь раз очищенное»). Разумеется, речь идёт не о семикратной очистке, имеется в виду «полный, совершенный». Мы часто видим это слово «шивъатаим», как знак совершенства. То есть доведённое до совершенства. Может, пять раз, может, — девять. Качественное, абсолютно очищенное Слово Всевышнего действует и немедленно приобретает силу на земле. Через тех, кто носит эти слова, Господь побуждает людей нести Своё Слово, восстанавливать общение с Ним, изливать на землю расплавленное чистое серебро.

«Ата А-дойной тишмерем».

«Ты, Господь, храни их».

Храни кого? Многие комментаторы говорят, что так человек молится о своих детях, которым он пытается передавать Слово Божье, которых он пытается научить ценить Слово Божье больше, чем всякие сплетни и гадости вокруг. Детях, которых он пошлёт, рано или поздно, в этот мир, и которые столкнутся со всей нечистотой. Как их сохранить, как помнить, что Слово Божье — расплавленное серебро, как помнить, что у нас есть Господин — именно об этом молитва.

«Тицрену мин hадор зу леолам».

«Храни нас от рода этого вечно».

Не от поколения этого, а от проблем этих, которые возникают, от этого рода людей, которые таким образом говорят. Храни моих детей, храни тех, кто со мной, от соблазна впасть в злоречие, отпасть от тебя и начать искривлять суд, обижать своих ближних.

«Савив решаим йитhалахун, крум зулут ливней адам».

«Вокруг будут ходить злодеи».

«Крум зулут ливней адам».

Последняя фраза псалма может быть понята по-разному. Слово «крум» можно понять как «кирум» (потому что возвысились), тогда слово «зулут» можно понять, как «бедные духом», «ничтожные» (от слова «золь») среди людей. Среди людей возвысились ничтожные, поэтому я молюсь об охране своих детей, потому что они могут потянуться за тем, что возвышенно, и заблудиться. Можно понять эту фразу совсем по-другому, и тогда весь  стих зазвучит совершенно по-другому. «Крум» как «кожурка», «кожура». «Сделай плёнку, отделяющую от человеков». То есть «поставь моим детям защиту от людей, как кожуру». Как несъедобная кожура защищает плод, так всё нечистое пусть делается над их защитной плёнкой, не проникая вовнутрь их. Это молитва человека о детях, которые могут потерять связь с наставниками, родителями, учителями и Торой.

Святой и Благословенный благословит всех, ищущих Его лица, всех, заботящихся о своих детях и пытающихся воспитать своих детей в вере, в хождении перед Богом. Благословит и исцелит больных; мы помним, что этот урок — молитва за исцеление Ростислава Кухаровского. Благословит и исцелит больных в вашем доме, всех, кто с вами, благословит ваших детей, родителей, бабушек и дедушек ваших, внуков и внучек. Благословит пропитанием тех, кто ищет пропитания и работу. Даст мудрости тем, кто ищет ответа на какие-то вопросы. Даст мира в семьи, которые нуждаются в мире, порадуется с семьями, у которых радость, укрепит рожающих и исцелит родивших и новорождённых среди вас. Отрёт слезу плачущим, укрепит надежду надеющихся и благословит всех вас своими обильными, сильными, полными благословениями.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *