Стенограмма беседы по Книге Захарии. Глава вторая.
Мы с вами продолжим изучение книги Захарии. Напомню, что есть некоторое различие в разбитии на главы в Синодальном переводе и в Масоретском тексте, которым пользуются евреи. В еврейской традиции первая глава заканчивается семнадцатым стихом, а видение связанное с «рогами» относится ко второй главе. Мы будем следовать Масоретскому тексту. Начнем изучать вторую главу с видения «рогов».
Стих 1.
«Ваэса эт эйнаи ваэрэ вэhинэ арба кранот» — «И поднял я глаза свои и увидел: и вот четыре рога»
Прежде всего, слова «поднял глаза» — это как введение в пророчество, встречается в Писании достаточно часто. «Авраам поднял глаза и увидел агнца», который заменил Ицхака, и тому много примеров. «Поднял глаза» — это значит вышел за пределы физического восприятия, раскрыл духовные «глаза», т.е. поднял глаза на духовный уровень.
«…и увидел: и вот четыре рога». Четыре — это число символизирующее устройство материального мира: четыре направления, четыре ветра. Наша система координат состоит из четырех направлений. И Захария видит четыре рога.
Действительно ли это рога?
Слово «кэрэн», которое Захария здесь использует может означать: «рог, стенобитное орудие (используемое для ломания стен), угол (угол комнаты, угол помещения), лопата для веяния (раньше, когда нужно было отделить зерно от мякины его подбрасывали, ссыпали и мякина уносилась ветром, сегодня подобные совки есть у продавцов приправ).
Мы не будем выбирать какое-то одно значение. Ведь если пророчество многозначно, то нужно стараться сохранять эту многозначность, и применять ее для толкования и понимания текста. Во многих библейских текстах, в выборе слов и в построении предложений, чувствуется намеренная многозначность. Для одного и того же текста заложены разные варианты понимания. И это разные варианты правильного понимания. Поэтому, по возможности, эту многозначность надо пытаться передать. Не подменяя ее единственно правильным пониманием.
Если это рога или стенобитные орудия –поскольку Захария видит их с разных сторон одновременно, а не с одного какого-то бока, это означает, что он направлены на него, и Захария в центре видения. Если же это лопаты для веяния то они направлены от него. Черенками к нему. Но и в этом случае Захария в центре видения.
Еще одно значение числа четыре – упорядоченность. Часто может показаться, что разрушение несет с собой хаос. Но не всякое разрушение одинаково. Злодей наносит хаотичные удары ножом. Хирург тоже режет и зачастую тоже разрушает. Но за этим разрушением стоит желание исправления. То, что нам не жалко разрушить, мы можем крушить не сильно задумываясь. То, что мы хотим сберечь, мы, в случае необходимости, аккуратно разбираем. Четыре рога указывают в том числе на упорядоченность и продуманность. На то, что действовать будет врач, а не злодей.
Стих 2.
Захария видит это и у него возникает вопрос: «Ваомар эль hамалах hадовэр би ма элэ?» — «И сказал я ангелу, говорившему во мне: что это?»
«…вэамар элаи элэ hакранот ашер зэру эт Йеhуда эт Исраэль вЙрушалаим» — «…И сказал он мне: это рога, которые рассеяли Йегуду, Йисраэль и Йерушалаим».
Эти слова ангела, еще один повод задуматься о значении слова «керен». Со словом «рог» в его классическом значении используются глаголы «забодал, затолкал — нагаф», а здесь используется слово «рассеял – зэра». Это больше подходит именно лопате для веяния.
Так или иначе это какие-то враждебные «рога». Традиция говорит, что на протяжении всей истории против Израиля действуют четыре царства-поработителя: Персия, Вавилон, Греция, Рим. Последнее наше изгнание в Европейских странах, а также Россия и другие. Поскольку это относится к христианской культуре то Мидраш говорит о том, что это Рим.
Всевышний допускает нападение с четырех сторон, но в этом есть упорядоченность и слаженность. Бог не хочет погубить и сломать, Он делает это так, чтобы это разрушение было строительством.
Стих 3.
Очень важно обратить внимание на одну деталь при чтении третьего стиха. «Вайарэни Адонай арбаа харашим» — «И показал мне Господь четырех ремесленников (рабочих)».
Обратите внимание, что Захария впервые говорит здесь что ему «показал Господь». Разные уровни пророчества описываются разными выражениями: «и я увидел», «и мне показал ангел». Самый высокий, когда Господь говорит лицом к лицу, как с Моше. Здесь пророчество почти такого же уровня — «показывает Господь . Читатель должен приготовиться к тому, что речь пойдет о самой глубокой тайне. Оп риближении к самому глубокому замыслу Всевышнего.
Всевышний показал Захарии четырех ремесленников, четырех рабочих. Как Захария, увидев их, определил что они рабочие? Видимо у них были какие-то инструменты.
Для обозначение ремесленника здесь используется слово «хараш». В Септуагинте, для перевода этого слова, используется слово «текнон». Это та самая профессия, которой обладал Иешуа. Традиционные переводы давно приучили нас к тому, что Он был плотник. Но в Новом завете используется именно слово «техник». Это своего рода «деревенский мастер на все руки, деревенское бюро добрых услуг» — затачивает косы, прибивает подковы При необходимости он же и кузнец, и столяр, и плотник. Итак, слово «хараш» означает такого работника, специальность Машиаха Иешуа.
Рассмотрим как объясняет это видение Талмуд. В трактате Сукка: четыре работника это: пророк Элияѓу, Машиах бен Йосеф, Машиах бен Давид и первосвященник восстановленного храма». Они названы мастерами. Элияѓу, потому что строил жертвенник. А остальные потому что будут строителями Храма.
Тема двух Машиахов – очень глубокая тема в иудаизме. Очень много разных пониманий, порой противоречащих одно другому. Но мы остановимся на простом понимании: Машиах бен Йосеф — это первый приход Машиаха, а Машиах бен Давид – это второй приход Машиаха.
Почему Машиах бен Йосеф это сын Иосифа? Мы конечно знаем, что Иешуа по плоти был сыном Йосефа, он так назывался, хотя это тоже не совсем так, но Машиах бен Йосеф указывает на родство с тем самым Йосефом, сыном Иакова. Это родство проявляется в том, что Йосеф попадает к язычникам, воцаряется у них, Израиль думает что его сын умер и в конечном счете он откроется Израилю и его братьям. Его признают и он, на каком-то этапе сознательно скрывается, чтобы братья пришли к одному определенному духовному уровню. С этим можно провести некоторые параллели с Машиахом Иешуа.
Машиах бен Давид же строит Храм. Гораздо менее понятно, почему Мелхицедек попал в эту четверку. Мелхицедек, согласно мнению рабби Шломо Ицхаки, Талмуд так говорит, что это Шем сын Ноаха, и это означает еще одну важную деталь. Согласно еврейской традиции Шем не просто сын Ноаха, он еще и носитель традиции, носитель праведности Ноаха. Именно первого сына он благословил на священство, и поэтому он был «прорабом» на строительстве Ковчега, поэтому он тоже строитель.
Стих 4.
«Ваомэр ма элэ ваим лаасот вайомэр лэмор элэ hакранот ашэр зэру эт Йеhуда кфи иш ло наса рошо вайяво элэ лэhахарид отам лэйадот эт карнот hагоим hаносим кэрэн эль эрэц Йеhуда лэзарота» — «И сказал я: что пришли делать мастера эти? И сказал он так: это рога, которые рассеяли Йегуду, так что никто не поднял головы своей, и пришли мастера эти ужаснуть их, сбросить рога народов, поднявших рог на землю Йегуды, чтобы рассеять ее».
Всевышний говорит, что эти «рога» были предназначены чтобы рассеять Йегуду так, чтобы и головы своей не смогли поднять. А мастера-ремесленники пришли, чтобы сбросить «рога» тех народов, что поднялись против Йегуды что бы рассеять их. Эти четыре ремесленника предстояли с начала мира в плане Всевышнего и все в Его порядке. И сами рога, которые разрушают – они созидают народ. Всё в данном случае служит для созидания и все по плану Всевышнего.
Стих 5.
С пятого стиха мы читаем следующее видение Захарии:
«Ваэса эйнаи ваэрэ вэhинэ иш увйадо хэвэл мида» — «И поднял я глаза свои и увидел: вот человек (либо ангел), и в руке его веревка для измерения».
Земледельцы часто для измерения использовали веревку, так как она гибкая и это удобно. Веревка имела свою меру длины.
Стих 6.
«Ваомэр ана ата hолэх? Вайомэр элаи ламод эт Йерушалаим лирот кама рахба вэхама арба» — «И спросил я: куда идешь ты? И он сказал мне: измерять Йерушалаим, чтобы видеть, какова ширина его и какова длина его».
Для чего измерять Иерусалим? Эти измерения воспринимаются как обетования Всевышний посылает ангела измерять Иерусалим, как начало строительного проекта по восстановлению города. Ангел идет, чтобы измерять стену. И видя это, Захария описывает удивительную ситуацию:
Стих 7.
«Вэhинэ hамалах hадовэр би йоцэ умалах ахэр йоцэ ликрато» — «И вот ангел, говоривший со мной, отошел от меня, а другой ангел вышел ему навстречу».
И ангел, который выбежал, вестник, говорит тому ангелу, что живет в Захарии (Всевышний общается через этого ангела, который внутри Захарии живет и говорит):
Стих 8.
«Вайомэр элав руц дабэр эль hанаар hалаз лэмор празот тэшэв Йерушалаим мэров адам увhэма бэтоха» — «И сказал он ему: беги, скажи юноше тому так: без крепостной стены жить будет Йерушалаим из-за множества людей и скота в нем».
Стих 9.
«Ваани эhье ла нэум Адонай хомат эш савив ульхавод эhье бэтоха» — «И Я буду ему, — слово Господа, — стеной огненной вокруг, и для славы его буду внутри него».
Если кому-то может показаться, что город без стены это не очень достойно, ведь раньше царства хвастались своими городскими стенами, то здесь Всевышний говорит, что «Я буду огненной стеной, и для его славы поселю свою Шехину внутри него». И дальше раздается призыв к сидящим в Вавилоне:
Стих 10.
«hой hой вэнусу мээрэц цафон нэум Адонай ки кэарба рухот hашамаим пэрасти этхэм нэум» — «Ой, ой, бегите из страны северной, — слово Господа, — ибо четыре ветра погнал я рассеивать вас, — слово Господа».
Стих 11.
«hой Цийон hималти йошэвэт бат Бавэль» — «Ой, спасайся бегством, в Цийон, обитающий у дочери Бавэла!»
Стих 12.
«Ки хо амар Адонай Цваот ахар кавод шлахани эль hагоим hашолэлим этхэм ки hаногэа бэвават эйно» — «Ибо так сказал Господи Воинств: ради славы вашей послал Он меня к народам, ограбившим вас, ибо прикасающийся к вам касается зеницы ока своего».
Здесь выражение «касается зеницы ока» можно понять двумя способами: либо тыкает сам себе в глаз, либо касается зеницы ока Господнего.
Стих 13.
И в тринадцатом стихе Всевышний говорит:
«Ки hинэни мэниф эт йади алэйhэм вэhаю шалаль лэавдэйhэм видатэм ки Адонай Цваот шлахани» — «Ибо вот Я поднимаю руку Свою на них, и станут они добычей рабов своих; и узнаете, что Господь Воинств послал меня».
Господь Воинств, который действует через своих слуг и который созидает через брань, войну; который может созидать разрушая. И тут же обращение к Израилю:
Стих 14.
«Рани вэсимхи бат Цийон ки hинэни ва вэшаханти вэтохэх нэум Адонай» — «Пой и веселись, дочь Цийона, ибо вот прихожу Я и обитать буду внутри тебя, — слово Господа».
Стих 15.
«Вэнильву гоим рабим эль Адонай байом hаhу (слово «лэлавод»- «сопровождать») – «Прильнут многие язычники к Господу в тот день –
…вэhайу ли лэам вэшаханти вэтохэх вэйадаат ки Адонай Цваот шлахани элаих» — …и будут они мне народом и Я буду жить в тебе, и узнаешь, что Господь Воинств послал меня к тебе».
Ты будешь знать, что все события сделал Господь. Он говорит о себе здесь в третьем лице. Ты узнаешь, что все эти разрушения, все скорби и лишения, которые тебе казались хаосом на самом деле есть порядок, и это действия производимые Всевышним, Господом Воинств, который через детали, которые нам кажутся хаотичными действует в этом мире.
Стих 16.
«Вэнахаль Адонай эт Йеhуда хэлько аль адмат hакодэш увахар од биЙерушалаим» — «И возьмет Господь во владение Йегуду, удел Свой на святой земле, и снова изберет Йерушалаим».
Снова вернулась слава Иерусалима, Иерусалима как открытого города, города вокруг которого котором нет стены. Это указывает на то, что Иерусалим не город «национальный», а теперь уже международный духовный центр к которому стремятся народы. В этом отношении народы устремятся к Господу, который будет жить в Иерусалиме. Стремление прийти в Иерусалим как «рога», с враждой, сменится стремлением войти в него для служения Всевышнему.
Стих 17.
«hас коль басар мипнэй Адонай ки нэор мимон кадшо» — «Умолкла всякая плоть пред Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своём».
Глас Господень раскроется на Сионе и никакие «рога», никакие нападения не будут иметь силы. Точно тот же порядок – всё стремится к Сиону, только если раньше это было стремление разрушить и сокрушить, то теперь через хаос производится раскрытие Божественной силы и власти. На этом Захария заканчивает вторую главу, и мы также здесь остановимся.