Ноах — коротко о главном
Рассматривая предыдущую главу, мы говорили о том, что изначально, человеку предназначалось владычествовать над всей землей. Для этого, он был сотворен по Образу Божиему. В нем должен был обитать Сам Всевышний. Это свое качество человек сохранить не смог и прах из которого слеплено его тело, возобладал над божественной природой. Как результат человек стал смертным и был изгнан из рая. Но был ли он отстранен от занимаемой должности? Перестала ли земля быть в зависимости от человека?
Уже в прошлой недельной главе есть намек на то, что ответ на этот вопрос отрицательный: нет- не перестала. Именно земля проклята из-за человека. Ее плодородие поражено и она будет взаращивать только тернии и волчец. Наказание же человеку в том, что он будет теперь владычествовать над проклятой землей.
В начале же недельной главы Ноах, мы читаем:
И растлилась земля пред Богом, и наполнилась земля злодеянием. И увидел Бог землю; и вот, она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Бог Ноаху: конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них. И вот, Я истреблю их с земли.
Через растление человека вся земля погружается в растление и для всей земли вынесен приговор.
На первый взгляд, есть противоречие: в предыдущей главе Всевышний трудился над сотвоением земли, а сейчас Он готов уничтожить все живое на ней.
И еще одно: в предыдущей главе Адам уже согрешил, его природа повредилась и земля понесла наказание. Что именно изменилось, что Всевышний наказывает уже наказанных?
Тора говорит, что земля растлилась перед Всевышним и наполнилась злодеянием. Но когда Всевышний сообщает Ноаху о приговоре, Он ничего не говорит о растлении, но только о злодеянии.
В еврейском тексте Торы слово «растление» передается словом «шахат» Это слово означает удаление, отбегание. Можно перевести этот стих как «земля отошла от лица Всевышнего». Создав мужчину и женщину Всевышний благословил их плодиться и размножаться. Близость между мужчиной и женщиной должна была служить исполнению божественного плана – наполнению земли. Носогласно еврейской традиции, в поколении Ноаха произошло развращение. Люди устремились к беспорядочным половым связям, вне границ пола и вида. Совокуплялись даже с животными В этом суть слова «растлилась» — это означает отход от божественного благословения.
Второе слово – «злодеяние», в оригинале звучит как Хамас. Это слово означает несправедливые действия по отношению к ближнему. Неправедный суд, грабеж, обман, пренебрежение нуждами слабых.
Два вида порчи пришли на землю. Первый – порча в отношении между человеком и Всевышним. Второй – между человеком и ближним. Причем отношения между человеком и Богом испортились раньше, здесь ничего нового не происходит. Но и наказание следует только за преступления между человеком и ближним. Перечитаем еще раз:
И сказал Бог Ною: конец всех людей пришел пред лице Мое: ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И се, Я истреблю их с земли.
Не за растление уничтожает Всевышний землю, но только за злодеяния между человеком и человеком. В писании можно увидеть, что это общий принцип: за злодеяния если наказывается целый народ или целое поколение, это наказание за грехи между человеком и ближним, а если говорить точно за извращенный общественный уклад.
В случае с жителями Содома:
Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда — конец! а если нет, то буду знать.
Мидраш говорит что вопль – это вопль женщины, которую побили камнями за то, что она дала милостыню бедному. В Сдоме, согласно этому пониманию, не любили пришельцев и бедняков. И в отношении того, как поступить с гостями Лота, жители города от мала до велика тоже были единодушны. И здесь мы видим тот же принцип – наказание следует за то, что испортился общественный уклад.
Подобным же образом, еврейская традиция говорит о том, что второй храм был разрушен из-за напрасной ненависти между людьми. И из-за пренебрежения друг к другу:
Вот история о человеке, который положил глаз на жену нанимателя своего.
Был же он подмастерьем у плотника.
Как-то нанимателю понадобилась ссуда.
— «Пошли ко мне жену и я займу ей» — сказал подмастерье.
И плотник послал свою жену за деньгами, а подмастерье был с ней в течении трех дней.
Спустя три дня он пришел к подмастерью: скажи мне, жена моя, которую я посылал к тебе, не знаешь ли где она?
— Я в тот же момент отослал ее с деньгами. Но знаю, что какие-то подростки надругались над ней в лесу.
-Как же мне поступить с ней?
Известное дело, дай ей развод!
-Но у меня в брачном договоре записана большая сумма!
— Я одолжу тебе деньги для развода.
И плотник одолжил деньги и развелся с женой. А подмастерье взял ее в жены.
Некоторое время спустя, послал подмастерье к плотнику: приди и отработай одолженные деньги. Так плотник попал в рабство.
Было, что сидели подмастерье, со своей новой женой на пиру, а плотник прислуживал им. Слезы его падали им в бокалы.
В тот час был подписан приговор Храму быть разрушенным, а Израилю рассеянным.
И здесь принцип остался неизменным. Наказание следует не за то, что народ нарушает заповеди, чтящие Творца, но за заповеди уважения и любви к ближнему.
Почему же Тора не говорит: «Ноах был милостив к ближним и добр к пришельцам»? Тора говорит: «Ноах ходил со Всевышним». Дело в том, что милость по отношению к ближнему в понимании Торы это обязанность человека перед Всевышним. Именно от Всевышнего исходит повеление любить ближнего, быть милостливым к слабым и не притеснять пришельца. И поэтому, ходить перед Богом подразумевает быть милостливым с людьми, являть людям божественные качества.
Далее мы читаем:
Но с тобою Я установлю Мой союз, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введешь в ковчег, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. (Брэшит 6:18,19)
И так, Всевышний является Ноаху и дает ему повеление построить ковчег, в который войдут все животные – чистые и нечистые. Со всей растленной земли Ноах не должен собирать праведных животных. Почему так? Потому что исправление рода человеческого обязано привести к исправлению всего живого. Достаточно исправить человека и животный мир тоже будет в гармонии. Значит, даже растление земли и ее переполнение злодеяниями тоже не отстранило человечество от должности «ответственного за землю». В истории с потопом, Ноах – это все человечество. Семья Ноаха это все, кому суждено выжить. И на нем, на новом человечестве сохраняется ответственность за весь животный мир. Здесь удивительным образом ставится знак равенства, между семьей Ноаха и животными. И даже о пище животных он должен заботиться словно о пище семьи:
А ты возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она тебе и им пищею.
Таким образом растление человечества не освобождает его от ответственности.
Еще один важный момент. Тора говорит о Ноахе что он «ходил с Богом». То же самое сказано и о его прадеде – Енохе. На фоне всей деградации, когда за десять поколений земля окончательно погрузилась в растление и злодеяние, сохранялись люди, которые ходили с Богом. Значит, не смотря на то, что человеческая природа была испорчена, хождение с Богом все же было возможно.
Именно «ходящий с Богом», то есть тот, кому удалось сохранить памятование о Всевышнем, получает задание стать новым родоначальником всего человечества. Но как мы узнаем из следующей главы, «ходящий с Богом» это важная, но не высшая ступень духовного восхождения человека.
Каковы же ответы на два вопроса, заданные в начале?
— Цель Всевышнего не уничтожение всего живого, а обновление. Сохраняется весь животный мир, он по прежнему вверен человеку, но происходит очищение человечества.
— Разрушение происходит из-за того, что нарушен общественный уклад, зло стало нормой.