Беседы по Посланию к Римлянам. Глава 4

Прежде чем приступить к изучению четвертой главы, вспомним одну важную деталь, что послание Павла адресовано римлянам. То есть он пишет определенным людям, в определенную общину с существовавшими в ней определенными проблемами. В эпоху, когда существует множество разных мнений, книг и бродячих учителей. Поэтому Павел пытается защитить римскую общину и текст его писем – это апология и спор с теми, кто несет  другие учения. В данной главе Павел начинает тему о праведности и о раскаянии, начинает с самого известного персонажа, который является предтечей еврейской истории – Авраама. Как известно, Авраам большую часть своей жизни прожил среди язычников, среди людей, которые поклонялись идолам. Но Авраам признан праведным человеком, другом Божиим и, конечно же, является хорошим примером для римлян.

«Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?» (ст. 1)

Если перевести дословно – можем ли мы достигнуть состояния Авраама по плоти? Здесь используется слово «эурэкенай».Чтобы понять, что это за слово, можно вспомнить Архимеда, который по преданию бегал совсем нагим по городу Сиракузы и кричал: «Эврика!» — я нашел. И здесь Павел использует это же слово – можем ли мы найти состояние Авраама своими какими-то действиями.

«Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.» (ст.2)

Если человек никогда не нарушал закон: не переходил улицу на красный свет, всегда платил налоги и т.д., то от государства за это он не получит награды. За нарушение закона следует наказание, а соблюдение закона не дает человеку похвалы перед Всевышним.

«Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (ст. 3)

В чем же проявилась вера Авраама? Авраам и его супруга к тому времени были уже стары, да и земля, в которую Бог привел его, была бесплодной и мертвой, в отличие от плодородной земли Ура Халдейского. Но, несмотря на это Авраам поверил Богу, что Он может произвести от него народы, и через эту пустынную землю благословить его. Именно эта вера вменилась Аврааму в праведность. И уже, будучи праведным, Авраам соблюдал законы и уставы. То есть вера является не плодом соблюдения заповедей, а причиной. Соответственно и праведность – это не плод, а причина соблюдения заповедей.

«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу;» (ст. 4)

Праведник, соблюдая заповеди, получает награду и этой наградой становится святость, к которой он стремится.

«А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.» (ст. 5)

Здесь не идет речь о том, что человек отказывается что-либо делать, но верит, что Бог его нечестие оправдает и эта вера вменяется ему в праведность. Речь идет о человеке, который отказался от бездействия и раскаялся в своих поступках. Мы уже говорили о том, что послание Павла написано в определенном историческом и богословском контексте,  в контексте существовавших в то время богословских споров. В трактате Брахот в Талмуде приводится мнение рабби Йоханана (хотя Талмуд был записан позже, но в нем мы можем видеть отголоски тех споров, которые существовали во времена Павла), который говорил, что пророки и пророчества проповедовали для балей тшува – для призва неверующих к раскаянию . Он считал, что праведники не нуждаются в наставлении, а пророки были посланы к злодеям. С ним спорил рабби Абау из Тверии, говоря, что на том месте, где стоят раскаявшиеся даже совершенный праведник стоять не может. Человек, который попробовал вкус греха и отказался от него, обратившись к Всевышнему – он сильнее и праведнее того, кто с рождения жил в возвышенных мирах и не знал греха. Мы помним также мнение Павла, что человек, считающий себя праведником, живет в обольщении, так как все согрешили. Спор между рабби Йохананом и рабби Абау имеет древние корни. В трактате Йома (86 лист) можно прочесть высказывание человека, который всю жизнь был оппонентом рабби Йоханана и зовут этого человека Рейш Лакиш. Он сказал, что блажен баль тшува – раскаявшийся, так как все его грехи были расценены как ошибки. Идея в том, что человек согрешал, не зная о существовании Бога, не зная, Его воли и поэтому как бы ошибался. Тут же Талмуд говорит, якобы Рейш Лакиш говорил другое: что блажен раскаявшийся все грехи которого сделались заслугой. Учителя объясняют, что Рейш Лакиш говорил и то, и другое. О раскаявшихся, грехи которых расценены как ошибки – Рейш Лакиш имел ввиду раскаявшихся из страха. А о тех, кто раскаялся и пришел к Всевышнему из любви – Рейш Лакиш сказал, что их грехи становятся заслугой. Вся история взаимоотношений между рабби Йохананом и Рейш Лакишем состоит из разрешения этого вопроса. Познакомились они, когда рабби Йоханан плавал в Иордане. Увидел его Рейш Лакиш (глава шайки разбойников) и, решив, что это женщина, прыгнул за ним. Увидев силу его, сказал ему рабби Йоханан: «Твою бы силу да к изучению Торы!». А Рейш Лакиш, в свою очередь, увидел красоту рабби Йоханана, сказал: «Твою бы красоту, да женщинам».

Рабби Йоханан предложил: «Сделай тшуву, и я дам тебе в жены свою сестру, которая красивее меня».

Рейш Лакиш согласился. Собрался было выйти из реки, чтобы взять одежду, но обнаружил, что силы покинули его, так как он оставил прежний путь.

Рабби Йоханан обучил его писанию и Мишне и сделал большим человеком. Однажды, спорили они в доме учения: с какого момента меч, нож, кинжал, копье, серп и коса начинают воспринимать нечистоту, от соприкосновения с нечистым? С момента, когда они окончательно доделаны. А когда они считаются окончательно доделанными? Рабби Йоханан говорил, что с того момента, как их закалили. А Рейш Лакиш говорил, что с того момента когда омыли их в воде, после закалки.

Сказал рабби Йоханан: «Ты разбойник, и хорошо понимаешь в разбойничьих делах!» Ответил на это Рейш Лакиш: «Что же ты дал мне?! там называли меня «рав» (главарь) и здесь назвают меня «рав»(учитель)!»

Сказал на это рабби Йоханан: «Видимо, действительно не дал я тебе ничего. Как ты был грубияном, так и остался». Обиделся Рейш Лакиш и заболел.

Пришла к рабби Йоханану его сестра, жена Рейш Лакиша, за которого он ее выдал. Плача, она попросила его: «Сделай (то есть прости и помолись за моего мужа) ради моих детей, чтобы не быть им сиротами!»

Он же ответил ей: «Оставь своих сирот, я поддержу их» (Иеремия 49:11).

Попросила: «Ради меня сделай, чтобы не быть мне вдовой!»

Он ответил : «И вдовы твои пусть надеются на меня». (Иер. 49:11)

Успокоилась душа Рейш Лакиша. И сильно горевал рабби Йоханан о его смерти. Сказали мудрецы: «Кто пойдет и утешит его?»

Послали рабби Элиэзера бен Падата, который отличается вежливостью и учтивостью.

Но какое бы учение не говорил рабби Йоханан, подсказывал ему бен Падат: «Вот еще барайта, в поддержку твоего мнения!»

Наконец не выдержал рабби Йоханан: «Разве ты похож на бен Лакиша?

Бен Лакиш, когда я говорил учение, приводил мне двацать четыре возражения, разделял поучение мое на двадцать четыре пункта, и так прояснялась правда Торы. А ты приводишь аргументы только за мое мнение! разве я сам не знаю, что я хорошо сказал!» Ходил он, рыдал и говорил: «Где ты сын Лакиша, где ты сын Лакиша». И так велик был вопль его и сильно рыдание его, что лишился он разума. Попросили мудрецы милости для него, и умер он.

Итак, суть спора между рабби Йохананом и Рейш Лакишем состояла в следующем: один говорил – праведник лучше, другой говорил – раскаявшийся, так как трудно прийти от греховного состояния к любви Божьей. Подлинная праведность заключается в раскаянии.

Павел хочет показать римлянам, что, несмотря на то, что они являются язычниками, оккупантами и т. д, у них есть возможность раскаяться и подняться на высокий духовный уровень. Именно через раскаяние они смогут стать сынами Авраама. Были учителя, которые говорили, обращаясь к язычникам, что они не спасутся, так как нужно делать одно, другое, третье, и Павел резко выступает против этого, показывая, что соблюдение закона не предшествует праведности. Праведность дается по милости через веру. Опять же, Павел не учит здесь против закона, не противопоставляет праведника и злодея, а говорит о том, что закон не должен соблюдаться для спасения. Подлинная праведность достигается не в раскаянии из страха или в раскаянии из гордости, когда человек желая достигнуть уровня Авраама, начинает внешне себя соответственно вести. В конце третьей главы Павел говорил, что не тот иудей, кто внешне таков, а тот, кто внутренне соответствует.  А внутреннее соответствие достигается через веру в Иешуа Машиаха. И эта вера вменяется в праведность. Вера является началом соблюдения закона. Далее Павел ссылается на Давида (Пс.31:1-2):

«Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; блажен человек, которому Господь не вменит греха».(ст.6-8)

Господь не вменит греха, так как это станет заслугой человека, как мы уже говорили об этом на примере спора Рейш Лакиша.

Вспомним жизнь самого Давида, который был неученым простым человеком, пастухом, а затем стал придворным музыкантом Саула, разбойником, развратником и убийцей, совершил очень много грехов. Но праведность Давида проистекает из его умения возвращаться, раскаиваться, выбираться из глубочайшей ямы и надеяться на милость Всевышнего, который может его простить.

Павел призывает людей верить, что Бог воскрешает из мертвых и может оживить грешников, находящихся во власти смерти.

«Блаженство сие относится к обрезанию, или и к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.» (ст.9-10)

Блаженство, о котором говорит Давид, не в соблюдении заповедей, а в праведности и покаянии. Покаяние и праведность должны предшествовать соблюдению закона, не заменять и не отменять, но предшествовать ему.

«И знак обрезания он получил, как печать праведности чрез веру, которую имел в необрезании, так-что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность»

Павел напоминает здесь известную еврейскую традицию, которая существует и по сегодняшний день. Любой человек, который  принимает иудаизм, проходит гиюр и приходит под сень шхины, называется по имени Авраама и Сарры. Народ Израиля – это дети Авраама и Сарры, но именно в прозелите, в присоединившемся к Израилю грешнике наиболее четко проявлено, что он сын Авраама. Таким образом, Авраам отец всех верующих.

«И отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама ,которую имел он в необрезании.» (ст.12)

Не только принявших обрезание – стоит обратить внимание, Павел не отменяет обрезание, а говорит не только обрезание, но и вера. Исполнение заповедей должно быть наполнено внутренним содержанием, и для этого, прежде всего, нужно раскаяние. Иоанн Креститель призывал фарисеев, которые соблюдали тору, к раскаянию. Иешуа говорил: «если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев» — речь опять же о том, что праведность должна превзойти во внутреннем наполнении заповедей, которые относятся к человеку.

«Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры.» (ст. 13)

Авраам поверил в невидимое и приступил к его осуществлению. Он вверил себя Всевышнему и еще до обрезания получил праведность.

«Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;» (ст.14)

Если человек утверждается на делах, то все тщетно. Если человек наполнен верой и понимает, что не просто тешет камень, а строит дворец, тогда имеет значение строительство дворца. Если же человек просто занимается обтесыванием камней, то он не причастен к строительству. Вера человека, который просто тешет камень, тщетна. Павел выступает против формального соблюдения закона, против лицедейства. Об этом учил и Иешуа, обвиняя фарисеев, что их закваска, часто переводимая как лицемерие, на самом деле лицедейство – игра. Актер может играть роль разных персонажей, но от этого он не становится этим самым персонажем. Также когда человек разыгрывает праведника, формально соблюдая заповеди без внутреннего наполнения, то его вера тщетна.

«Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.» (ст.15)

Если человек не находится в завете со Всевышним, то он не понимает, что является преступником закона. Если мужчина не женат на женщине, то он ей не может изменить, так как нет измены там, где нет завета. Только в завете рождается необходимость быть верным. И об этом говорит Павел, что закон показывает преступление, а для того что закон начал действовать, человеку необходимо уверовать и вступить в завет.

«Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам»

Как Авраам получил по вере, так и мы получаем награду не за какие-то дела, а за то, что поверили в невидимое.

По милости – то есть мы верим, что за наши грехи совершенные ненамеренно, до вступления в завет, мы можем получить прощение.

Не только по закону, но и по вере – без веры закон мертв, показывает Павел.

«Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», — пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (ст. 17)

Авраам поверил Богу, что он может дать ему сына, несмотря на то, что он стар, и благословить его на пустынной земле. Всевышний  делает несуществующее существующим. Для римлян, которые были мертвы духовно было назидательно слышать то, что Бог может оживить мертвых, и  они могут вступить в завет со Всевышним и приобрести праведность плодом которой является соблюдение заповедей.

«Он, сверх надежы, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». (ст.18)

Если переводить дословно – он от надежды к надежде. То есть Авраам к своей надежде прибавил надежду. От надежды, что Бог может его оживить и дать ему семя к надежде, о которой Бог ему сказал, что даст эту землю в обетование потомкам. Авраам спросил у Бога о том, как он узнает, что унаследует эту землю, и это не было сомнение, что Бог даст землю, а желание удостовериться, что его дети устоят. Бог ответил Аврааму, что он спустит его потомков в Египет, поработит, а затем освободит из рабства. Авраам поверил Богу не только в том, что Он даст ему семя, но и в том, что выведет из порабощения его детей. И Павел призывает римлян к тому, что они могут выйти из порабощения и стать детьми Авраама.

«И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; Непоколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (ст.19-20)

Из книги Бытие мы знаем, что у Авраама были падения в вере, но он вставал, как говорится: семь раз упадет праведник и встанет. Авраам вставал, возвращался к вере в Бога, и это вменилось ему в праведность.

«И будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, Но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в того Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего» (ст. 21-22)

Павел говорит, что не только Аврааму, но и любому человеку, который раскаялся, поверил Бога  и последовал за Ним – это вменяется в праведность.

«Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.» (ст.25)

Иешуа умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Когда Иешуа подавал чашу Нового Завета ученкам, то сказал: «когда сие творите, смерть Мою возвещаете, пока не приду». Иешуа говорит об обетовании своей смерти, но нигде не говорит об обетовании своего воскресения. В церквях можно увидеть крест, который является символом смерти Иешуа, в Песах мы говорим: «Иешуа воскрес», но Песах является днем Его смерти. Почему же мы не помним воскрешения Иешуа? Потому что мы в нем находимся, мы своей жизнью свидетельствуем о воскрешении Иешуа, наша праведность свидетельствует об этом. Как параллель можно привести такой пример. Мы часто говорим о Всевышнем, как о Том, кто вывел нас из Египта. Почему мы не вспоминаем о рассечении Красного моря, ведь это было большим чудом, когда Всевышний провел народ свой через море. Потому что мы перешли в надприродное состояние, мы преломили природу греха и символом перехода через Красное море является освобождение народа от нечистоты. Павел также сравнивает переход через море с крещением. Мы своей новой жизнью творим воспоминание о воскрешении Иешуа и в этом наша праведность, плодом которой будет соблюдение  заповедей Божьих.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *