Берешит — коротко о главном
Недельная глава Берешит
Автор Александр Бленд, написано 10 октября 2012 г. в 10:32 ·
На Тору написано бесчисленное множество комментариев. Все они разные. Часто, читая тот или иной комментарий, можно увидеть в нем отражение того времени, в которое жил комментатор – время наложило печать на его восприятие текста. Те или иные события, описываемые в Торе, авторы комментариев также воспринимают через призму своего мировоззрения, своего жизненного опыта и той жизненной ситуации, в которой они оказываются. У самой первой недельной главы – Берешит — есть в этом плане одно важное отличие. В ней почти нет рассказа о жизни людей, нет каких-либо событий, которые можно было интерпретировать «по-современному», в какую бы то ни было эпоху. События творения всегда воспринимались еврейскими комментаторами как квинтэссенция плана мироздания, как отражения глобального замысла Создателя. Поэтому, в этой главе естественным образом виделась фабула всей мировой истории. Здесь искались ответы на вопросы: для чего был создан мир и каково место человека в этом мире? Едва ли можно найти комментарий, который бы не был самым пространным именно в этой главе. И начиная изучать Тору, в самой первой беседе по недельной главе, мы попытаемся, вместе с еврейской традицией, увидеть в этой главе отражение божественного замысла:
«В начале сотворил Бог небо и землю»
В еврейском тексте мы читаем «эт хашамаим» — небеса или небесное. И «эт хаарец» — земля или земное. Еврейская традиция считает, что если перед каким-то словом стоит предлог «эт», не имеющий точного русского перевода, то само слово следует понимать в некотором расширенном значении. Поэтому появляется и еще один перевод-толкование. Небесное и земное. Если так, то Тора начинается с противопоставления. Бог не просто творит (не?)сферы мироздания – сферу неба и земли, небесных и земных, бестелесных и телесных существ.
Обычно, эти, известные всем, первые слова Торы переводят как «в начале». Но предлог «бэ», с которого начинается Тора имеет гораздо более широкий спектр значений: в начале, началом, ради начала. И подобные понимания первого слова Торы встречаются во многих еврейских источниках:
«В начале», то есть «ради начала», ради мудрости, которая называется началом…ради Израиля, который называется началом».
Агадат Берешит
«В начале – или «началом» — то есть мудростью своей сотворил Святой Благословенный этот мир» Берешит раба.
Подобное же толкование предлога «бе» мы видим и у Павла:
«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Колоссянам 1:16-17).
Павел говорит, что небесное и земное, телесное и бестелесное – все создано Машиахом и ради Машиаха. Что это значит? Из всех творений Всевышнего, только человек мог соединить в себе небесное и земное. Поэтому, Бог и создал человека, для того, чтобы тот владычествовал над всей землей:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26).
Промыслительно, человек был создан по образу и подобию Царя Мира (опять же можно сказать: с помощью образа и подобия) для того, чтобы править миром. То есть Бог намеревался передать человеку, созданному по образу или образом, часть своей царской власти.
Сотворяя (Творя) человека образом своим, по подобию своему, Святой Благословенный предназначил собственному образу обитать в человеке. Именно сосудом для божественного образа человек должен был стать. Но не только божественная природа предназначалась человеку:
«И создал Господь Бог человека из праха земного» (Бытие 2:7).
Из праха земного, из самого что ни на есть земного материала, был создан человек. Удивительным был замысел Творца соединить в человеке земное и небесное. Поставить человека, словно мост, между землей и миром.
«Всю землю предназначил Господь во владение человеку. Чтобы три соединились в одно – земное, небесное и человек, посредине между ними» (Сифра деРеута).
Но человек не смог, не сумел, удержать в себе два начала. И произошло грехопадение. И как следствие – человек лишился божественной природы:
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:19).
Образ Божий, который обитал в человеке, оказался в подчинении у земного, у земной природы. Небесное подчинилось земному. И в мир вошла смерть. Разорвалась задуманная связь. Рухнул мост между небом и землей. Поэтому изменилась не только жизнь Адама – но всего живого.
Павел пишет:
«Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть» (Римлянам 5:12).
В этом — суть всей нашей главы:
Человек был создан для того, чтобы царствовать, владычествовать над всею землею. Для этого он был предназначен хранить в себе образ Божий – обладать божественной природой.
Именно образ и делал его Царем. Слепленный из праха Адам — получил божественную душу «нефеш», божественное жизненное начало. Чтобы стать и (впоследствии) подобием Божиим, приняв в себя «божественный дух». Но Адам не устоял в этом, и стал прахом.
С этого начинается Тора. Можно сказать, что все остальные перипетии, которые описываются в Библии, это история о том, как Всевышний продолжил осуществлять свой замысел:
«Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»
Все Писание рассказывает о том, как творится по образу Божию, и подобию Его, новый человек.
А наша глава рассказывает нам, с чего все начиналось. Каков был замысел Творца и почему он стал реализовываться по такому сложному пути. И другой, не менее важный урок нашей главы, – рассказ о нашем предназначении – быть сосудами пребывания Всевышнего в этом мире.