Ваера — коротко о главном
Название нашей недельной главы «Ваэра» что означает «и открылся», а если точнее «и сделался видимым». В книге Берешит, которую мы изучаем, это случается несколько раз.
Впервые, это случается немного раньше, в начале семнадцатой главы:
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен (17:1)
Во второй раз, в рассматриваемом нами месте, о чем мы поговорим позднее.
В третий раз, это происходит с Ицхаком:
И явился ему Господь, и сказал: не спускайся в Египет; поселись в земле, о которой Я скажу тебе. (26:2)
И явился ему Господь в ту ночь, и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою: и благословлю тебя, и умножу потомство твое ради Авраама, раба Моего. (26:24)
Так же и Иакову было ночное видение:
И говорил Бог Исраэйлю в видениях ночных, и сказал: Яаков! Яаков! И он сказал: вот я. И Он сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосэйф положит руку свою на глаза твои. (46:2-4)
И вот что вызывает удивление. Тора говорит о видениях, о явлениях, о том что Всевышний неким образом являет себя. Но Тора не упоминает о том, что именно видели те кто получал подобные видения. Во всех случаях, за исключением нашей недельной главы, когда Тора говорит о видении человек только слышит нечто. Почему же это называется видением? Еврейские мудрецы видели в этом указание на раскрытие образа Творца в человеке.
Когда мы читаем «и открылся» — Тора говорит нам о том, что Творец раскрыл в человеке какой-то собственный аспект, указал с какой частью себя человеку в данный момент нужно отождествляться, указал где в человеке божественность. Каждое такое откровение – урок того, как Бог может жить в человеке.
В нашей недельной главе мы читаем:
И явился ему Господь в дубраве Мамрэй, а он сидел при входе в шатер во время зноя дневного. И он возвел очи свои, и увидел: и вот, три мужа стоят возле него. И увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! если я обрел благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего. (Бырэйшит 18:1-3)
Что показал Господь в этом видении? В чем была суть откровения Всевышнего?
Вот откровение:
И сказал он: я возвращусь к тебе в это же время, и будет сын у Сары, жены твоей.
Если с рождением сына все ясно и мы видим осуществление пророчества уже в нашей же недельной главе, то с первой частью откровения не все ясно. Что значит «возвращусь к тебе в это же время?». Так же не ясно когда произошло это возвращение – Тора ничего не говорит об этом.
Но существуют и другие варианты понять начало слов ангелов. Еврейское «шов ашув» может говорить о другом возвращении. Оно может означать возвращение долга, воздаяние обещанного или возвращение человека к вере. Можно перевести слова Ангела как
«Я дам тебе возвращение на путь веры»
Чтобы понять о каком возвращении идет речь, нам самим придется вернуться немого назад. Всякий раз, когда Всевышний обращается к Аврааму, Он дает ему обетование о том, что Авраам станет великим народом. В третьем откровении Всевышнего есть явное обетование сына:
И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать. И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое. И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему:. (Бырэйшит 15:4-6)
Здесь мы видим подлинный подвиг веры, свидетельство праведности. Но что происходит позднее?
И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!
Берешит 17:15-18
Здесь Авраам уже не проявляет той веры, которая была у него прежде. И хотя есть комментаторы, которые пытаются объяснить, что Авраам рассмеялся от радости, такое объяснение сложно согласуется с простым смыслом Торы. Если бы Авраам действительно поверил и в этот раз, то не стал бы упоминать Ищмаэля.
С того времени, как испонилось Аврааму 75 лет, Всевышний постоянно обещал ему многочисленное потомство. Третья беседа происходит когда Аврааму 85. Тогда он поверил Богу и это вменилось ему в праведность. Прошло еще 14 лет. Аврааму уже 99. И видимо у Сарай уже «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось». То есть у Авраама теперь не было даже жены способной забеременеть. И он усомился в Творце.
Этим и объясняется, что в нашей главе ангел может говорить о том, что Всевышний вернет Авраама к раскаянию – тшуве. Почему же на этот раз Авраам должен был поверить? Потому, что Всевышний назначил конкретный срок, когда должно было произойти долгожданное событие.
Это не единственный случай, когда герои веры проявляют неверие. Подобное происходило, например, и с учителем нашим Моше. В истории с перепелами, когда народ в пустыне требовал мяса, Всевышний сказал Моше так:
Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть, не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта? (Числа 11:18-20)
Моще проявляет полное неверие и отвечает Всевышнему:
И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я [нахожусь]; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц! заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их? Числа 11:21-22)
Да и последнее наказание Моше и Аарона так же связано с неверием:
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых…
Таким образом, суть откровения Всевышнего к Аврааму – Я верну тебя на путь веры и ты узнаешь, что я выполняю свои обетования. В этом не просто частный случай, момент еврейской истории. Здесь обетование не только Аврааму но и его потомкам. И не о неверии человеческом идет речь, ведь с самого начала мы уже отметили – Откровение это раскрытие божественных свойств. Здесь Всевышний показывает, что Он хочет раскаяния человека, что Он действует чтобы это раскаяние в человеке проявить.
Подобным расширенным образом понимает ангелов и Мидраш Танхума, обсуждая Исайя 44:26, он говорит:
Что значит: утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен»…? Утверждает слово раба своего – сказано об Аврааме, по слову которого был исцелен Элимелех. Исполняет речения ангелов своих – это сказано об ангелах вестниках, которые сказали Аврааму: возвращу возващение к тебе. В чем же это проявлено? В том, что говорит Всевышний Иерусалиму: Ты вернешься.
Мы видим, что Всевышний передает здесь для нас, его учеников, важное знание. Знание о том, что он желает нашего раскаяния и способствует ему. Слова «возвращением верну тебя» звучат обращением к каждому кто и сегодня идет по пути Авраама.